Одной из самых интересных вещей, которые приходят на ум, когда думаешь о раскрытии праведного Машиаха (мессии - перевод с библейского; да случится это вскорости, в наши дни) является, несомненно, воцарение в мире кодекса семи законов народов мира - потомков Ноаха - и сопутствующее этому учреждение судов и назначение судей. Сделано это должно быть по всем нюансам Писания, а их не так уж мало. Давайте посмотрим, что сказано об этом в соответствующих источниках, таких как "Мишнэ Тора" РАМБАМа, например. Там написано (Свод религиозных законов "Мишнэ Тора", Законы королей и их войн 9:14): "Как выполняется заповедь об учреждении судов и назначении судей? Народы мира обязаны назначать судей и старейшин в каждую область и каждый город, чтобы те судили на основании шести нижеперечисленных заповедей и предостерегали народ от их нарушения. И тот, кто преступил одну из этих семи заповедей - подлежит смертной казни мечом. То есть, совершивший идолопоклонство, и проклявший имя Всевышнего, и преднамеренно убивший, и имевший запретную половую связь одного из шести соответствующих ей видов, и грабитель, даже своровавший на сумму меньше стоимости самой мелкой монеты, и съевший плоти от живого существа в любом объеме, и тот, кто видел, как другой нарушил один из этих запретов и не привел его в суд - подлежат казни мечом. И смертный приговор может быть вынесен на основании показаний одного свидетеля, и по решению одного судьи, и без предупреждения о наказании, и по показаниям родственников; только не по свидетельству женщины, и не может женщина быть судьей."
Таково краткое описание этой единственной повелительной заповеди - внимательный читатель уже мог заметить, что остальные шесть носят запрещающий характер. Суды неслучайно занимают место среди семи заповедей, ведь, по сути, без их учреждения невозможно создание должной системы контроля за выполнением остальных шести законов.
Теперь обратимся к библейскому источнику всех практических законов - Вавилонскому Талмуду. Там написано (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 56б):
"Так же как заповедано Израилю учреждать батей-динин (суды - перевод с библейского) в каждой области и каждом городе, так же и народам мира заповедано учреждать суды в каждой области и каждом городе."
Комментарий РАШИ объясняет, что под учреждением судов для Израиля Талмуд имеет ввиду назначение судей, а в доказательство приводит строки Торы (Дварим 16:18): "Судей и судебных исполнителей поставь себе во всех вратах твоих." Далее РАШИ говорит, что точно так же этот закон относится и к народам мира, поскольку в Писании сказано (там же): "...чтобы судили они народ судом справедливым." Но каким образом заповедано Израилю назначать судей? РАМБАМ пишет (Сефер Амицвот, повелительная заповедь 176): "Это повеление назначать судей и судебных исполнителей, которые обеспечат соблюдение законов Торы, возвращая оступившихся на истинный путь, направляя людей к добрым делам и предостерегая от дурных. И будут они возводить ограды, оберегающие от нарушений, чтобы следование повелениям и запретам Торы не определялось мировоззрением каждого отдельного человека. И также назначаются судебные исполнители и инспекторы, осуществляющие надзор в общественных местах и контролирующие проведение деловых операций, чтобы даже в самых мелких сделках не было беззакония."
Согласно РАМБАМу, этим - назначением судей для судейства на основании шести заповедей - дело и должно ограничиться. Однако Нахманид (РАМБАН) в своем комментарии на недельную главу Торы Ваишлах пишет, что помимо назначения самих судей народы мира должны также учредить суды по отраслям права - то есть суды, которые будут заниматься разбором дел, связанных с кражами, мошенничеством, притеснением наемного работника, его заработной платой, принятием имущества на хранение, сексуальным насилием и совращением, нанесением имущественного ущерба, спорами между кредитором и заемщиком, сделками о покупке-продаже и т. п. - в соответствии с тем, как заповедано о таких судах Израилю. И за подобные нарушения следует смертная казнь, как то если украл или удержал чужую зарплату, изнасиловал или совратил дочь своего ближнего, поджег его сноп или повредил его.
Почему смертный приговор выносится по решению одного судьи, и на основании показаний одного свидетеля, и без предупреждения о наказании, и по показаниям родственников? И почему женщина не может быть ни судьей ни свидетелем? Ответ на этот вопрос также можно найти в Талмуде (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 57б):
"Сказал рав Йеуда, что сказано в Писании (Берешит 9:5): Но только кровь вашу по душам вашим востребую Я - то есть даже по решению одного судьи. От руки всякого животного - то есть даже без предупреждения о наказании - востребую Я ее. И от руки человека - то есть на основании показаний одного свидетеля. От руки мужчины - но не от руки женщины. Брата его - то есть даже по показаниям родственников. От имени рабби Ишмаэля сказали - также за плоды. На чем основывался рабби Ишмаэль? Поскольку сказано (Берешит 9:6): Проливающий кровь человека в человеке, кровь его пролита будет. Что это за человек, который в человеке? Сказал он - это плод в чреве матери."
Далее "Мишнэ Тора" говорит (Свод религиозных законов "Мишнэ Тора", Законы королей и их войн 10:11 - Маймонид (РАМБАМ)):
"Обязан бейт-дин (суд - перевод с библейского) Израиля подготовить судей для "поселенцев" (потомков Ноаха, имеющих право жить в земле Израиля - прим. автора), чтобы судили их в соответствии с этими законами, чтобы не извратился мир. Если суд Израиля счел возможным назначить им судей из их среды - назначают. Если же сочли необходимым назначить им судей из Израиля - поступают так."
Комментарий РАДБЕЗа поясняет, что если они сами не учредили для себя суд, или не нашлось среди них обладающего необходимыми знаниями, то обязан суд Израиля подготовить для них судей. Остановимся на этом подробнее.
Назначение судей
Претендента на пост судьи обучают, а после тщательно проверяют на компетентность в трех областях: знание Торы в соответствующих для Бней Ноах областях, сметливость и способность к судейству. Если он обладает необходимыми способностями и уровнем знаний, то прежде получивший назначение от другого судьи объявляет ему: "Ты назначаешься судьей".
Человек, назначивший неквалифицированного судью, приравнивается к тому, кто посадил ашеру (особый вид дерева, высаживаемого идолопоклонниками у своих храмов). Так как подобно идолопоклонству, нарушение справедливости приводит к удалению Шхины (явное раскрытие Б-жественного присутствия - перевод с библейского). И так, как идол является ложным толкованием Б-жественности, так и неопытный или нечестный судья является своего рода карикатурой на концепцию справедливости.
К трону для судейства царя Соломона вели шесть ступеней, представляющие шесть запретов:
1. Не извращать справедливость;
2. При судействе не выказывать благоволения одной из тяжущихся сторон;
3. Не брать взяток;
4. Не сажать ашеру - то есть не назначать недостойных судей, ибо тот, кто вводит в должность неквалифицированного судью уподобляется человеку, сажающему ашеру;
5. Не воздвигать мацеву (строение для проведения обрядов идолопоклонства) - то есть не назначать на должность старейшин небоящихся Всевышнего людей;
6. Не приносить в жертву животных с пороками - то есть молиться с полной сосредоточенностью и прилежно изучать Тору. Об этом читайте здесь.
Общие предписания для судей
Судья должен представить, что над ним занесен меч, а под ним лежит геином (ад - перевод с библейского). Если он намерен судить справедливо, то его не настигнет ни то, ни другое. В противном случае, его настигнут оба наказания.
Судья не должен опасаться вынести неправильное решение по причине недостаточности фактов. Он несет ответственность только за те сведения, которые были ему представлены.
Судья считается помощником Б-га в акте творения и сравнивается с небесным сводом.
Судья не может основывать свое мнение на мнении более авторитетного судьи или большинства судей, утверждая: "Их решение, несомненно, справедливо". Судья обязан сам разобраться в деле и решить по совести, даже если его решение не совпадает с решением большинства судей. И если большинство не соглашается с его мнением – он не несет ответственности за последствия. Можно без опаски действовать вразрез с большинством, так как "большинство людей следует совету ецер ара (злое начало - перевод с библейского)" (р. Ицхак Петерсбургер).
Ведя суд, необходимо обратиться к ответчику: "Встань, такой-то! И, стоя, выслушай свидетельские показания. Ты стоишь не перед нами, а перед Тем, Кто сотворил вселенную."
Судьям помогают шотрим (судебные исполнители - перевод с библейского), которые следят за выполнением решения судей.
В Торе сказано (Шмот 23:7): "Сторонись неправды". Предписано судье избегать всего, что может исказить правильность его суждения.
Очень важно предотвращать неправедное судейство. Если судья (или свидетель) уверен, что один из его коллег нечестен, то он должен отказаться сотрудничать с ним.
Если у судьи складывается впечатление, что свидетели лгут, но он не может этого доказать, то ему надо покинуть судебное заседание, но не утверждать приговор. Пусть он не говорит: "Я за это не отвечаю, вина падает на свидетелей".
Судья, понявший, что он допустил ошибку, не должен стремиться найти доказательства, подтверждающие сделанные им ложные утверждения с целью избежать признания своей ошибки.
Если человек, представляющий одну сторону в судебном процессе, одет элегантно, а другой – в лохмотьях, то следует приказать обоим одеться на суд одинаково, чтобы это не повлияло на объективность судьи.
И так же, следует предоставить каждой из сторон одинаковое количество времени для изложения своих доводов и возражений, чтобы не получилось, не дай Б-г, что важного человека не перебивают, а простому говорят: "Ну, короче".
В Торе сказано (Шмот 23:8; Дварим 16:19): "И мзды не бери". Судье запрещается принимать дары от любой из тяжущихся сторон. Он обязан отказаться, даже если дар был преподнесен с сознанием того, что он будет судить по справедливости, и даже если у него есть твердое намерение судить правильно, несмотря на подарок. Взяточничество, кроме осязаемого подарка, включает в себя любые услуги или льстивые слова, которые судья может получить или услышать от одной из сторон.
Нужно остерегаться судить те дела, в которых, по мнению мудрецов, судья может быть хоть сколько-нибудь необъективен. Природа взяточничества такова, что она побуждает судью отождествлять себя с дающим. Мздоимец несет одно из следующих наказаний: он либо утрачивает ясность знания, либо беднеет настолько, что ему приходится просить подаяние, либо теряет зрение.
Судья обязан предотвращать беззаконие в общине, или, по крайней мере, протестовать против него. Если же он хранит молчание, когда ему следует протестовать, то его ожидает небесное наказание.
Судью запрещается проклинать или поносить.
Свидетельские показания
Судье запрещается выслушивать доводы одной из тяжущихся сторон в отсутствие другой. Обе стороны должны присутствовать одновременно.
Тора говорит (Шмот 23:7): "Не убивай невинного и правого". Если суд вынес смертный приговор, а потом кто-то представил новые доводы в пользу осужденного, или если он сам представил новые доводы в свою защиту – дело возобновляется, даже если приговоренного уже привели на место казни. Дело будет пересматриваться столько раз, сколько раз будут появляться существенные доводы. Но если человек оправдан в суде, то его дело не возобновляется, даже если найдены новые доказательства его вины.
Запрещается приводить в исполнение смертный приговор, основанный на косвенных свидетельствах, даже если они очевидны и вне всяких сомнений. Решение, согласно закону Торы, может быть вынесено лишь на основе показаний свидетеля, видевшего преступление собственными глазами.
Судья должен услышать прямое свидетельство одного человека. Показания посредников и косвенные свидетельства не принимаются. Если после тщательного изучения показаний судья определяет, что свидетельства правдивы, то следует приговор.
Суд не может выслушивать свидетельство злодея, то есть, например, человека, позволяющего своему скоту пастись на чужом поле, а также профессионального игрока азартных игр – по списку, составленному мудрецами.
Нельзя положить в основу своего решения косвенное свидетельство, слухи, письменное показание – только устное свидетельство очевидца, пришедшего в суд.
Свидетель тщательно опрашивается судьей. Алаха (практический закон) предполагает четкую процедуру перекрестного допроса. Если же свидетель дает ложные показания так убедительно, что даже допрос не обнаруживает обмана, то Тора не возлагает на судью ответственности за сокрытые факты, которые он не смог выявить. И если в результате человека приговорили к смерти, то это означает, что на нем лежал другой грех, и что Б-г таким образом лишил его жизни.
Если есть два свидетеля, и они дают противоположные показания о происшедшем событии, то ни одно из свидетельств не принимается. Но если второй докажет, что первый не был на месте преступления, хоть и заявляет об этом, то принимаются показания второго, при условии, что он удовлетворительно прошел судейскую проверку. Свидетель не может дать показания о самом себе, следовательно первый не может делать подобных заявлений. Но он может защитить себя тем, что приведет третьего свидетеля, который подтвердит его присутствие на месте преступления.
Лжесвидетель может быть объявлен эд зомем (свидетель-злоумышленник - перевод с библейского). Он приговаривается к такому же наказанию, какое он хотел уготовить своей жертве. И это если злоумышление свидетеля было раскрыто перед тем, как жертву казнили. Если же злоумышление свидетеля раскрыли после исполнения приговора суда – то он получает сорок ударов плетьми за ложное свидетельство. Тора говорит (Дварим 19:19): "Поступите с ним так, как замышлял он поступить с братом своим" - то есть наказывают за замысел, но не пост-фактум.