В библейском оригинале эта заповедь звучит как эвер мин а-хай (орган от живого существа - перевод с библейского). Понимается под этим запрет на употребление в пищу органа или плоти, отделенных от животного, в котором все еще присутствовали признаки жизни после произведенного убоя. В более широком смысле, это называется причинением страданий животному, поскольку в данном случае, согласно закону Торы, животное все еще считается живым, и производить над ним любые действия по расчленению его туши на отдельные части с целью последующего употребления их в пищу - строго запрещено.
Возможно, при ознакомлении с данной заповедью, у вас возникнет очень закономерный вопрос. Предыдущие заповеди вполне соответствуют общепринятым на сегодня нормам и мировоззрению, но как со всем этим соотносится заповедь о запрете органа от живого существа? Разве это столь важно? Разве мало проблем в мире людей, чтобы еще и о животных тут заботиться? Разве вкус и качество мяса изменится от нескольких секунд, которые иногда необходимо выждать из-за предсмертной агонии животного? Да и само название звучит как-то отталкивающе. И действительно, эта заповедь, на первый взгляд, несколько загадочна как по своей формулировке, так и по своему содержанию, и стоит особняком от всех других. Возможный ответ заключается в том, что эта заповедь как раз и дана человечеству для того, чтобы оно могло доказать Всевышнему, что выполняет все семь заповедей не потому, что они очень логичны и даже сам разум склоняется к ним, но суть поскольку так повелел сам Создатель, и мы готовы безоговорочно принять к исполнению любые его приказы. Ведь так доказывают верность и преданность.
Кроме того, эта единственная заповедь, связанная с едой призвана научить нас - даже такой процесс, как употребление пищи может духовно возвысить человека, если делать это в соответствии с законами Торы. Но в чем заключается сам запрет?
Вавилонский Талмуд так начинает свой подход к этой заповеди (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 59б):
"Сказал рав Йеуда, что сказал Рав: первому человеку Адаму не было дозволено употреблять в пищу мясо, поскольку сказано (Берешит 1:29-30): Вот, Я даю вам всякую траву семеноносную, которая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семеноносный, вам это будет в пищу. И всем животным земли... - Но не сами животные земли вам. Но когда вышли потомки Ноаха из ковчега, то разрешил им, поскольку сказано (Берешит 9:3): Как зелень травы отдал вам все (травы, которую дозволил в пищу Адаму; отныне же отдал вам все, даже домашних и диких животных - комм. РАШИ). Я мог бы подумать, что запрета на орган от живого существа здесь нет, поэтому Тора утверждает (Берешит 9:4): Только плоти в душе ее кровь ее не ешьте. Я мог бы подумать, что это также относится и к шрацим (кишащие - перевод с библейского; то есть, возможно, что запрет на орган от живого существа распространяется также и на них - комм. РАШИ), поэтому Тора утверждает (Берешит 9:4): Только... (то есть исключает, и все слова "только", встречающиеся в Писании обозначают исключение - комм. РАШИ) На каком основании делается этот вывод? Сказал рав Уна - кровь ее, то есть такое существо, в котором кровь отличима от плоти. Исключаются шрацим, поскольку их кровь не отличима от их плоти (для этого и сказано о крови дополнительно, ведь следовало написать просто: плоти в душе ее не ешьте; то есть пока в ней есть душа, не ешьте саму плоть; зачем же тогда сказано "в душе ее кровь ее", ведь нам известно, что душа это и есть кровь; но сказано так, чтобы научить тебя: такое существо, в котором кровь отличима от плоти, поскольку кровь называется душой, а плоть плотью; таким образом отсюда исключаются шрацим, так как их кровь не отличима от их плоти, и не может их кровь называться кровью - комм. РАШИ)."
Для начала необходимо определиться с биологической классификацией фауны по Торе. В отличие от современной биологии, она представляет собой четыре больших класса:
- шрацим (кишащие - перевод с библейского): сюда входит все живое, что лишь немного выше земли, как например, среди крылатых - мухи, среди ползающих - муравьи, жуки и черви, среди четвероногих существ - крот, мышь, ящерица и им подобные, а также все рыбы (комм. РАШИ на Тору, Берешит 1:20);
- офот (птицы - перевод с библейского): это птицы;
- хайот (звери - перевод с библейского): это все дикие звери;
- бъэмот (скот - перевод с библейского): сюда входит весь домашний скот.
Отсюда видно, что, строго говоря, данная заповедь не распространяется на всевозможных шрацим. Их действительно можно кушать хоть живьем, что, кстати, часто можно наблюдать в последнее время на различных развлекательных шоу по телевидению. Но вот с млекопитающими и птицей все куда сложнее, и мы должны остановиться на этом подробнее.
Прежде всего, с чего начинается само выполнение данного запрета? Ответ - со шхиты (убой скота - перевод с библейского), которая должна осуществляться в соответствии с требованиями Торы. Мы не будем подробно останавливаться на ее многочисленных правилах и нюансах. Скажем только, что согласно библейскому закону, животное следует убивать, перерезая большую часть трахеи и пищевода специально предназначенным для этого инструментом. Применительно к народам мира, данное правило подразумевает, что при убое, осуществляемом таким образом, животное умирает почти мгновенно, а значит, ему причиняется минимум страданий. Поэтому, с этой точки зрения, шхита, осуществляемая сегодня на большинстве современных ферм посредством электрического разряда, в принципе, соответствует требованиям Писания, предъявляемым к народам мира в этом отношении.
Осуществляет шхиту специально обученный человек, которого называют шохет (резник - перевод с библейского). Он обязан быть искусным в своем ремесле, Б-гобоязненным человеком и, кроме того, он должен работать без каких-либо производственных норм. Он должен иметь достаточно времени для проверки своего инструмента и должен быть спокойным и сдержанным, чтобы прилагать необходимое давление к шее животного в ходе каждой шхиты.
После того, как шхита завершена, приступают к разделке самого животного. Вот здесь-то и вступает в силу данная заповедь. Запрет на орган от живого существа подразумевает, что животное запрещено свежевать в течение всего времени, пока оно агонизирует, то есть находится в движении любого рода. Свежевальщику следует быть особенно внимательным, поскольку иногда продолжающиеся конвульсии не так легко различить. И только после того, как животное окончательно лишится любых признаков жизни, можно приступать к разделке самой туши.
Запрет на орган от живого существа касается любой части плоти животного в любом ее объеме.
Звери и скот требуют шхиты. К их разделке запрещено приступать в течение всего времени, пока они агонизируют.
Птица не требует шхиты, согласно мнению РАМБАМа и требует шхиты, согласно мнению РААВАДа. И поскольку мнения законодателей в данном случае разошлись, лучше поступать согласно более строгому из них, и не приступать к разделке птицы в течение всего времени, пока она агонизирует.
Рыба и все шрацим не требуют никакой шхиты. К их разделке можно приступать сразу же после поимки.
Разрешается отсосать кровь из ранки как своей собственной, так и чужой, поскольку, согласно алахе (практическому закону - перевод с библейского), запрет крови от живого существа на народы мира не распространяется. Однако категорически запрещается брать в рот откусанные или отсохшие кусочки кожи губ, пальцев, ногтей, рук и т. д., даже свои собственные, поскольку это будет являться прямым нарушением запрета. И тем, кто так иногда делает, следует избавиться от этой отвратительной привычки. Если же отдельные кусочки вышеупомянутой плоти все-таки попали к вам в рот, следует выплюнуть их как можно быстрее. (Однако есть мнение, что так как человек не принадлежит к "пище", то эта норма на него не распространяется - примечание Администрации сайта).
Выше мы уже отметили, что в более широком смысле данная заповедь является запретом Торы причинять страдания животному. Рабби Элияу Ки-Тов поясняет, что речь идет о бесполезном страдании. Однако убой животного не считается причинением ему бесполезного страдания: животных, которые годятся в пищу, убивают ради пищи; а вредных животных убивают, чтобы предотвратить ущерб, который они могут нанести. Ведь всякую скотину неизбежно, в конце концов, зарежут, и всякий зверь, в конце концов, умрет. Сокращение дней жизни животного не причиняет ему ущерба, а вот причинять ему страдания без особой на то нужды запрещено. Нельзя обижать и унижать животное, изменять его внешний вид - то есть тот вид, в котором его создал Творец, потому что Ашем создал все ради Своей славы и чести, и Он дорожит честью Своих созданий.
Надо быть очень осторожным и тщательно исполнять этот строгий библейский запрет. Нельзя причинять пустое страдание никакому животному - ни домашнему, ни дикому, ни большому, ни маленькому. Все живые существа равны относительно этой заповеди. Когда мучают живое существо для собственного развлечения или любой другой запретной цели, то преступают эту заповедь, а в сердце поселяют жестокость, и в мире становится больше страдания, и люди отвращают от себя милость и милосердие Всевышнего.
Особенно следует быть осторожными в отношении тех животных, которые находятся в доме человека для его удовольствия или для нужд - будь то скотина, зверь или птица. Человеческий дом должен быть обителью милосердия, а не камерой пыток!
Тора, однако, не рекомендует держать у себя дома таких распространенных животных, как кошка или собака. Дело в том, что животные должны жить в своей среде. Делать из кошки или собаки комнатное животное - значит, изменить их природу, изъяв животное из естественной среды его обитания. Дом - это обитель для человека, и нельзя превращать его в неволю для зверей, даже если они комфортно себя в нем чувствуют. Ведь приучить узника любить свою клетку - не самое гуманное отношение "к братьям нашим меньшим". Однако, если у вас дома уже есть питомец - не следует выбрасывать его на улицу после ознакомления с седьмой заповедью. Ведь те, кто бросают животное, ранее его к себе привязав - поступают еще хуже. Взяв на себя обязательство по присмотру за животным, нельзя его нарушать. Поэтому лучше не брать его с самого начала.
Мудрецы неоднократно предостерегали от причинения страданий живым существам, которых люди держат в своем доме (Иерусалимский Талмуд, трактат Ктубот 4):
"Человек может взять к себе скотину, зверя или птицу лишь только в том случае, если он уже заготовил для них пищу."
Кроме того, запрещается начинать трапезу, не подготовив заранее еду для своего питомца (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 40а):
"Сказал рав Йеуда, что сказал Рав - нельзя человеку есть самому прежде, чем он даст еду своей скотине, поскольку сказано (Дварим 11:15): И дам Я траву на поле твоем для скота твоего - и лишь потом - и будешь есть и насыщаться."