Новости

запрет кровопролития


Убийцей считается тот, кто преднамеренно лишил жизни другого человека, в том числе убивший плод в чреве матери (аборт), убивший безнадежного больного (эвтаназия), связавший и бросивший человека на растерзание зверям, уморивший человека голодом - если явился непосредственной причиной смерти, то считается убийцей. Так же, когда один человек гнался за другим, чтобы убить его - если преследуемый либо кто-то третий (к примеру, полицейский) мог остановить преследователя, только покалечив, а не убив, то есть, например, выстрелив в ногу, или ранив в плечо, но не сделал этого, и убил сразу - по закону Торы, он считается убийцей.

Убийство человека расценивается как разрушение целого мира. Тот, кто проливает кровь, уродует Шхину (явное раскрытие Б-жественного присутствия - перевод с библейского), поскольку если кто-то убивает человека, созданного по образу и подобию Всевышнего - он тем самым как бы наносит удар Самому Всевышнему. Кровь человека, у которого насильно отнята жизнь, не успокаивается до тех пор, пока не будет отомщена, а ее протест отражается на всей вселенной. Известно, что когда Каин убил своего брата Эвеля, Ашем упрекал его: "Ты пролил не просто его кровь, но кровь грядущих поколений. Кровь его неродившихся детей взывает ко Мне и будет взывать, пока не наступит конец всех поколений."

Грех кровопролития так ужасен, что требует сурового наказания, даже если совершен неумышленно. Поскольку даже непреднамеренное убийство является причиной некой нечистоты в душе убийцы. Не бывает пострадавших случайно, все несчастья происходят в соответствии с Б-жественным провидением, по причинам, известным одному Всевышнему. Обычно произошедшая трагедия искупает ранее совершенное преступление жертвы и, более того, как свидетельствует Талмуд, указывает на то, что преступник и сам предрасположен к подобному злодеянию (Вавилонский Талмуд, трактат Макот 10б):

"Рабби Шимон бен Лакиш начал эту тему так (Шмот 21:13): Но тот, кто не злоумышлял, а по воле Б-га произошло с ним такое. (Шмуэль I, 24:13): Как говорит древняя притча, от злодеев исходит злодеяние. О ком говорит Писание (а по воле Б-га произошло с ним такое - комм. РАШИ)? О двух людях, совершивших убийство. Один из них действовал неумышленно, а другой - умышленно. Но ни тому ни другому убийству не было свидетелей. Святой, благословен Он, сводит их на постоялом дворе. Один - тот, что убил умышленно - сидит под лестницей. А тот, что убил неумышленно спускается по лестнице и, падая на него, убивает (но уже при свидетелях - комм. РАШИ)."

Погибая, преступник, действовавший по умыслу, получает, таким образом, полагающееся за это наказание. Человек, совершивший непреднамеренное убийство, также получает заслуженное наказание: свидетели дают против него показания, но суд оправдывает его.

Отсюда видно, что небесное наказание убийцы состоит в том, что он сам будет убит кем-то другим, как сказано (Берешит 9:6): "Проливающий кровь человека, в человеке кровь его пролита будет". И отсюда же следует и сам запрет кровопролития. Однако такие его частные случаи, как запрет аборта и запрет убийства преследователя вытекают из самой Торы. Рассмотрим их подробнее.

Запрет аборта. Он следует из той же фразы, что и сам запрет кровопролития. Ведь если прочитать ее немножко иначе, по-другому расставив знаки препинания - это придаст ей дополнительный смысл. И вот как рассуждали мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 57б):

"От имени рабби Ишмаэля сказали - также за плоды (если человек ударил беременную женщину, и это привело к выкидышу, он подлежит смертной казни за нарушение запрета кровопролития - комм. РАШИ). На чем основывался рабби Ишмаэль? Поскольку сказано (Берешит 9:6): Проливающий кровь человека в человеке, кровь его пролита будет. Что это за человек, который в человеке? Сказал он - это плод в чреве матери."

Запрет эвтаназии. Неизлечимо больной человек считается проходящим испытание, посланное Всевышним по одним лишь Ему ведомым причинам. Да, это может быть жутко, даже невыносимо больно, но только Создатель решает когда, как, и, главное, чем оно закончится. Поэтому любое намеренное прекращение жизни такого человека считается нарушением воли Всевышнего, а производящий эвтаназию - по всем мнениям совершает преднамеренное убийство, навлекая на себя смертный приговор Небес.

Запрет бросать человека на растерзание зверям. Как согласно прямому смыслу данной фразы, так и недопустимость устраивать всякие развлекательные зрелища, которые могут привести к кровопролитию и, не дай Б-г, утрате человеком жизни. То есть гладиаторские бои, рыцарские турниры и т. п. Сюда же относится и запрет пыток, и, вообще, причинения человеку любого физического страдания, если только это не оправдано какой-либо более высокой целью, как например, хирургическое вмешательство ради сохранения здоровья или спасения жизни.

Запрет заморить человека голодом до смерти. Понятно, что речь идет о том, кто находился в чьей-либо полной зависимости. И все же нищий, который просит милостыню в людном месте в центре города - он как бы зависит от окружающих и может попасть в эту частную категорию, если совершенно никто из проходящих мимо ему не подаст. Поэтому следует всегда давать подаяние, если вы проходите мимо просящих его людей, чтобы, не дай Б-г, не оказаться косвенно причастным к их смерти.

Запрет убивать родэф (преследующего другого человека с целью убить его - перевод с библейского). Гуманизм здесь ни при чем. Это явный запрет Торы, которая запрещает убийство в принципе, в том числе и убийство человека, который сам хочет убить другого и гонится за ним, а вы, положим, при этом присутствуете и можете спасти второго, убив первого. Или же сам преследуемый может попытаться спасти свою жизнь таким образом. Что же тогда делать? Как спастись, не нарушив запрет кровопролития? Сказано в Талмуде (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 57а):

"Рабби Йонатан бен Шауль говорит: преследующий ближнего своего, чтобы убить его, и тот может спасти себя засчет одного из его органов (преследуемый спасти себя засчет одного из органов преследующего, то есть, например, отрубив ему ногу - комм. РАШИ), и не спас (но убил сразу - комм. РАШИ) - подлежит смертной казни за него."

То есть Тора говорит, что действовать в такой ситуации нужно и немедля, если способен, но необходимо сначала попытаться обезвредить злодея лишь ранив, и только потом, если это его не остановило - умертвить. И это следует особенно иметь ввиду работникам силовых органов, как то милиция, ОМОН, спецназ и т. д. Ведь это очень жизненная ситуация, а человеку, работа которого связана с риском для жизни, лучше не навлекать на себя смертного приговора Небес - его приведение в исполнение стоит жизни.

А как же тогда войны, спросите вы? Хороший и очень практический вопрос. Ведь, согласно исторической сводке, за последние три тысячи лет своего существования наш мир провел без вооруженных противостояний... Как вы думаете сколько? Что-то около двадцати лет. И что делать, если необходимо убивать, а то иначе убьют тебя? Авторитетные раввины приводят такой ответ на данный вопрос. Дело в том, что между потомками Ноаха не должно было быть войн в принципе. Все войны происходили и происходят между злыми язычниками, некоторые из которых были более праведными, а другие - менее. Понятно, что люди, нарушающие принципиальный запрет идолопоклонства не особо стремились соблюдать другие заповеди, в том числе и запрет кровопролития. Кроме того, войны между народами происходят вследствие систематического нарушения ими семи заповедей. Всевышний как бы сталкивает друг с другом всех тех, кто заслужил смертный приговор Небес мечом, и, таким образом, все они погибают "от меча". Если же вам, как примерному ноахиду, все же довелось оказаться в центре боевых действий, то следует иметь ввиду, что запрет кровопролития остается в силе даже на войне. Иными словами, следует, по мере возможности, стремится только ранить противника, и только в случае, если нет другого способа обезвредить нападающего - его убивают.

Запрет самоубийства. Он всегда стоит особняком, но тем не менее, по закону Торы, самоубийство считается частным случаем запрета кровопролития. Разница лишь в том, что человек убивает не кого-то другого, а себя. Известно из Библии, что Небеса судят такого человека так же, как и любого другого убийцу. Ведь он не волен распоряжаться своей жизнью точно так же, как неволен распоряжаться жизнью других. А потому его призывают к ответу за пролитие своей собственной крови. И пишет РАМБАМ (Свод религиозных законов "Мишнэ Тора", Законы траура 1:11):

"Сознательному самоубийце не устраивают церемониальных похорон, и не соблюдают по нему траур, и не устраивают поминки. Однако принимают соболезнования, и в момент похорон, и на дому, и делают все, что является проявлением уважения к живым. Кто считается сознательным самоубийцей? Не тот, кто поднялся на крышу, упал и умер. А тот, кто заявил: Все! Я поднимаюсь на крышу! И видели его сразу после этих слов поднимающимся на крышу в злости или в отчаянии, и после этого он упал и умер - такой человек, скорее всего, сознательный самоубийца. Но к тому, кого нашли удушенным и повешенным на дереве, и к тому, кого нашли убитым с собственным мечом в груди, относятся как к обычным умершим, устраивают им похоронную церемонию и не лишают их ни одного из атрибутов уважения к умершему."

И, понятно, что убивший умышленно в любой из вышеперечисленных и всех других подобных им категорий подлежит смертной казни. Но как поступают с роцеах (непреднамеренным убийцей - перевод с библейского)?

РАМБАМ объясняет (Свод религиозных законов "Мишнэ Тора", Законы королей и их войн 10:1):

"Потомок Ноаха, нарушивший одну из семи заповедей неумышленно - свободен от наказания. Кроме непреднамеренного убийцы - последнего имеет право убить мститель крови, которого за это не казнят. [...] Но суд не казнит непреднамеренного убийцу."

Перевод словосочетания гоэль адам (мститель крови - перевод с библейского) правильного представления о данном предмете не дает. Здесь имеется ввиду не родственник жертвы, жаждущий возмездия, а сама кровь убитого человека. Талмуд рассказывает, что если у человека нет мстителя крови, то, в соответствии с законом Торы, суд должен такового представить (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 45б). Даваемое мстителю разрешение на умерщвление человека, совершившего непреднамеренное убийство, было более действенным, чем целый отряд полиции, поскольку страх за свою жизнь заставлял его переосмыслить свою жизнь, рано или поздно совершить искреннее раскаяние и исправить нечистоту своей души.

Кстати говоря, под запрет кровопролития подпадают запрет приговаривать к смерти невиновного (касается судей) и запрет совершать косвенные убийства, давая ложные показания, преднамеренно оказывая услугу, которая приведет к чьей-либо смерти, или сохраняя тайну, раскрытие которой может спасти человека от гибели.

Кроме того, согласно Каббале - книге, открывающей тайны мироздания - сюда же относится и запрет зэра леватала (напрасное извержение семени - перевод с библейского). Написано (Берешит 2:18): "Нехорошо человеку быть одному". Грех этот Библия упоминает в рассказе о двух сыновьях Йеуды, сына Яакова, которых Всевышний умертвил за то, что они таким образом уклонялись от деторождения (Берешит 38:2-10). Причем Тора не делает различия между онанизмом и применением противозачаточных средств. И в том, и в другом, и во всех подобных случаях человек наносит страшный вред своей душе, что отражается и на нем самом, и на его благосостоянии, и на его семье. Мудрецы указывают, что человек, преступающий этот запрет ставит себя в положение отверженного и теряет свое состояние. Об этом говорит Писание (Йешаяу 1:15): "И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои, и сколько бы вы ни молились, Я не слышу, руки ваши кровью наполнены" - эти грозные слова Всевышнего адресованы тем, кто понапрасну тратит свое семя, уподобляя их настоящим "убийцам".

И есть еще одна категория - это запрет "убивать" кого-либо с помощью своего языка или позоря публично. Такие поступки приравниваются к убийству. И хотя за них не полагается смертной казни, тем не менее, Б-гобоязненный человек постарается их избежать. Следует опасаться даже смутить человека так, чтобы тот покраснел или, наоборот, побледнел - это тоже своего рода убийство.