Гостеприимство
Собирайтесь-ка, гости мои, на моё угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Б.Окуджава
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам? В норме объяснение удовлетворяет слушательниц, если удаётся найти аналогию.
Я спросил:
– Шошана (моя супруга) – гостеприимная?
В ответ всякие междометия и восклицания:
– Ещё бы! – Конечно! – и так далее.
Выдержав паузу, я добавил:
– Авраам был ещё гостеприимнее. - Мне никто не возражал, но никто и не поверил.
О гостеприимстве моей супруги слагают легенды. Многие злоупотребляют, но что есть, то есть. У неё это природное. Я же гостеприимством никогда не отличался. Терпимость к гостям пришла ко мне в зрелом возрасте, уже после возвращения к Б-гу. И то не сразу и не в тех масштабах. Но вы же знаете - гостеприимство, как любое качество, не всегда безобидно.
Лет 20 тому назад у моей супруги были проблемы со здоровьем. Я договорился с врачом-шахматистом Коно Чхартишвили, что мы с женой придём к нему в пятницу до 5 часов в больницу. В 2 часа дня собрались выходить. В этот момент к супруге зашла её дальняя родственница, которую мы видели в первый и последний раз. И начался "сумасшедший дом". Меня услали за арбузом и фруктами. В итоге мы выбежали из дому в половине шестого и врач давно ушёл.
Жена обратилась к дежурному врачу, тот взял деньги, что-то вроде бы сделал и попросил, чтобы супруга осталась в больнице до понедельника.
В понедельник утром я её навестил, мне сказали, что через несколько часов её выпишут и она отправила меня домой за вещами. Я вышел. У входа в больницу встретил тёщу. Та попросила: "Покажи мне, где палата?". Я неожиданно сразу согласился. Супруга удивилась: "Чего ты вернулся?" – "Меня твоя мама попросила".
И вдруг Шошана потеряла сознание.
Я бросился бежать от неё. Супруга рассказала, что последнее, что она помнила: я убегаю со страшной скоростью. Жена теряет сознание, а муж убегает?
Наверное, читатели уже успели меня обругать. Я знал, куда бежать. Врач Коно с улыбкой сказал мне: "Ничего страшного, поднимись к жене", и начал звонить, чтобы готовили операционную. Со всех сторон набежали врачи, началась операция.
У супруги открылось кровотечение, ещё минута, и всё бы было кончено.
Прошло три часа. Вышла врач. Спросила, какая у меня группа крови, сказала, что не могут остановить кровотечение. Я начал молиться, по-моему первый раз в жизни. Вдруг у двери операционной показалась невысокая хрупкая женщина в белом халате.
Я решил, уборщица. Она позвонила, ей не открыли. Тогда она начала бить ногой в дверь и ругаться как последний сапожник.
Я удивился: почему уборщица вдруг ругается? Та, которую я принял за уборщицу, оказалась профессором Эристави. Кто-то из врачей привез её из дома, она ворвалась в операционную и спасла мою супругу. Кстати, она была из древнего княжеского рода.
В Тбилиси было жарко и рана от операции долго не заживала. Коно посоветовал срочно поменять климат. Мы выехали в Южную Осетию, Джава. Я никогда не встречал настолько доброжелательных и гостеприимных людей! Незнакомые люди угощали нас фруктами, местным видом хачапури - хабижин. В общем, гостеприимство нас чуть не погубило, гостеприимство же нас и выручило. А через несколько лет началась война.
Я не хочу никого обвинять, я просто констатирую, что в командировках в Москве, когда мне хотелось чего-либо добиться, я сознательно усиливал грузинский акцент. А теперь надо бы абхазский?
Продолжим тему гостеприимства. Авраам на третий день после обрезания сидит у входа в шатер и поджидает гостей. Всевышний устроил зной, чтобы никто не выходил на улицу. Дал праведнику время подлечиться, отдохнуть от гостей. Авраам трагически страдает. Возможно, его обуревают сомнения – что, если люди начали избегать его после обрезания? Ведь они с моей супругой "одного поля ягоды"!
Всевышний не способен переносить страдания праведников и посылает к Аврааму своих ангелов. Больно уж важна эта заповедь - баловать гостей! Я помню, дочка раз ждала в гости человека, которого мне было жутко неприятно видеть. Учитель сказал мне: "Ты можешь с ним не встречаться, но ты не имеешь права запрещать человеку проявлять гостеприимство!»
Ангелы появляются именно в тот момент, когда Авраам беседует со Всевышним. И он прерывает контакт и бежит встречать гостей! Почему? Потому, что любой умный царь понимает, что настоящее выражение почета – это не когда ему шаркают ножкой, а когда выполняют его законы.
Однажды я спросил учителя:
– Сколько времени я должен отдавать Торе, книгам и так далее?
– Любое дело, которое ты делаешь, делай на 100% или не делай вообще, - был ответ.
Авраам полностью отдается мицве гостеприимства, вовлекая всё новых участников. Не считаясь со временем и расходами. Но есть вопросы, в которых он не боится обидеть гостя. Полагая, что пришедшие – кочевники-арабы, он требует от них смыть с ног пыль, которой те поклонялись. А также - поблагодарить после трапезы Всевышнего. Если гости откажутся, то гостеприимством Авраама им воспользоваться не придётся. Праведник понимает, что всё, что у него есть, ему дал Всевышний. Любое пренебрежение Им, в частности идолопоклонство, недопустимо.
Тора рассказывает дальше очень странную историю - о гостеприимстве Лота, племянника Авраама. Покинув нашего праотца, гости (ангелы) идут Лоту, живущему в городе Сдом. А в Сдоме гостеприимство приравнивается к государственной измене. Почему? Город богатый и его жители боятся, что вот пустишь одного, другого и они всё сожрут. Логично. И мы видим тому множество примеров. Помните, как в благоустроенном Ливане, «ближневосточной Швейцарии», приютили бедных палестинцев – а что вышло?
Логично, но преступно, потому что «любое собрание не во имя Всевышнего не устоит». Да и современная история подкидывает нам случаи неправоты сдомитян. В какой стране мира есть статус «беженца» - то есть того, кому дома было плохо и его надо поэтому приютить? Правильно, в Америке. Вот страна и, пусть с некоторыми оговорками, процветает. Наверно, если бы принимала гостей ещё больше от души, процветала бы без всяких оговорок.
Но вернёмся в Сдом. Лот, воспитанный Авраамом, даже рискуя жизнью проявляет гостеприимство в отношении ангелов. А те пришли разрушить Сдом. Главное обвинение на небесах: злость и издевательство над прохожими. И теми, кто дал им приют.
И что же? Может быть, это сохранённое Лотом стремление к добру позволило ангелам спасти ему жизнь? Нет. Мидраш говорит, что Лота спасла молитва Авраама. Авраам молился за всех жителей Сдома, но его молитва помогла только Лоту и его дочерям. Неисповедимы пути Г-сподни!
Впрочем, всегда ли они так уж неисповедимы? Говорят мудрецы, что «благословение на пустое место не падает». Вот и здесь молитва гостеприимного праведника Авраама помогла человеку, у которого было сходное свойство – гостеприимство.
Чем же отличается Лот от Авраама? Гостеприимство его сохранилось по традиции, вне системы заповедей. Поэтому оно не связано со Всевышним, и Лот переходит границу допустимого. Он рискует не только своей жизнью, что само по себе преступно, но жизнью всей семьи. В мире истины его бы спросили: "Тебя кто-либо звал? Зачем ты тащил их к себе в дом?" Кроме того, он, пытаясь откупиться от возмущённой его «преступлением» толпы, пренебрегает честью дочерей, что тоже категорически запрещено. "Дорога в ад устлана благими намерениями".
И всё-таки, Лот и две его дочери спасаются! Приглашайте гостей, друзья!
Собирайтесь-ка, гости мои, на моё угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Б.Окуджава
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам? В норме объяснение удовлетворяет слушательниц, если удаётся найти аналогию.
Я спросил:
– Шошана (моя супруга) – гостеприимная?
В ответ всякие междометия и восклицания:
– Ещё бы! – Конечно! – и так далее.
Выдержав паузу, я добавил:
– Авраам был ещё гостеприимнее. - Мне никто не возражал, но никто и не поверил.
О гостеприимстве моей супруги слагают легенды. Многие злоупотребляют, но что есть, то есть. У неё это природное. Я же гостеприимством никогда не отличался. Терпимость к гостям пришла ко мне в зрелом возрасте, уже после возвращения к Б-гу. И то не сразу и не в тех масштабах. Но вы же знаете - гостеприимство, как любое качество, не всегда безобидно.
Лет 20 тому назад у моей супруги были проблемы со здоровьем. Я договорился с врачом-шахматистом Коно Чхартишвили, что мы с женой придём к нему в пятницу до 5 часов в больницу. В 2 часа дня собрались выходить. В этот момент к супруге зашла её дальняя родственница, которую мы видели в первый и последний раз. И начался "сумасшедший дом". Меня услали за арбузом и фруктами. В итоге мы выбежали из дому в половине шестого и врач давно ушёл.
Жена обратилась к дежурному врачу, тот взял деньги, что-то вроде бы сделал и попросил, чтобы супруга осталась в больнице до понедельника.
В понедельник утром я её навестил, мне сказали, что через несколько часов её выпишут и она отправила меня домой за вещами. Я вышел. У входа в больницу встретил тёщу. Та попросила: "Покажи мне, где палата?". Я неожиданно сразу согласился. Супруга удивилась: "Чего ты вернулся?" – "Меня твоя мама попросила".
И вдруг Шошана потеряла сознание.
Я бросился бежать от неё. Супруга рассказала, что последнее, что она помнила: я убегаю со страшной скоростью. Жена теряет сознание, а муж убегает?
Наверное, читатели уже успели меня обругать. Я знал, куда бежать. Врач Коно с улыбкой сказал мне: "Ничего страшного, поднимись к жене", и начал звонить, чтобы готовили операционную. Со всех сторон набежали врачи, началась операция.
У супруги открылось кровотечение, ещё минута, и всё бы было кончено.
Прошло три часа. Вышла врач. Спросила, какая у меня группа крови, сказала, что не могут остановить кровотечение. Я начал молиться, по-моему первый раз в жизни. Вдруг у двери операционной показалась невысокая хрупкая женщина в белом халате.
Я решил, уборщица. Она позвонила, ей не открыли. Тогда она начала бить ногой в дверь и ругаться как последний сапожник.
Я удивился: почему уборщица вдруг ругается? Та, которую я принял за уборщицу, оказалась профессором Эристави. Кто-то из врачей привез её из дома, она ворвалась в операционную и спасла мою супругу. Кстати, она была из древнего княжеского рода.
В Тбилиси было жарко и рана от операции долго не заживала. Коно посоветовал срочно поменять климат. Мы выехали в Южную Осетию, Джава. Я никогда не встречал настолько доброжелательных и гостеприимных людей! Незнакомые люди угощали нас фруктами, местным видом хачапури - хабижин. В общем, гостеприимство нас чуть не погубило, гостеприимство же нас и выручило. А через несколько лет началась война.
Я не хочу никого обвинять, я просто констатирую, что в командировках в Москве, когда мне хотелось чего-либо добиться, я сознательно усиливал грузинский акцент. А теперь надо бы абхазский?
Продолжим тему гостеприимства. Авраам на третий день после обрезания сидит у входа в шатер и поджидает гостей. Всевышний устроил зной, чтобы никто не выходил на улицу. Дал праведнику время подлечиться, отдохнуть от гостей. Авраам трагически страдает. Возможно, его обуревают сомнения – что, если люди начали избегать его после обрезания? Ведь они с моей супругой "одного поля ягоды"!
Всевышний не способен переносить страдания праведников и посылает к Аврааму своих ангелов. Больно уж важна эта заповедь - баловать гостей! Я помню, дочка раз ждала в гости человека, которого мне было жутко неприятно видеть. Учитель сказал мне: "Ты можешь с ним не встречаться, но ты не имеешь права запрещать человеку проявлять гостеприимство!»
Ангелы появляются именно в тот момент, когда Авраам беседует со Всевышним. И он прерывает контакт и бежит встречать гостей! Почему? Потому, что любой умный царь понимает, что настоящее выражение почета – это не когда ему шаркают ножкой, а когда выполняют его законы.
Однажды я спросил учителя:
– Сколько времени я должен отдавать Торе, книгам и так далее?
– Любое дело, которое ты делаешь, делай на 100% или не делай вообще, - был ответ.
Авраам полностью отдается мицве гостеприимства, вовлекая всё новых участников. Не считаясь со временем и расходами. Но есть вопросы, в которых он не боится обидеть гостя. Полагая, что пришедшие – кочевники-арабы, он требует от них смыть с ног пыль, которой те поклонялись. А также - поблагодарить после трапезы Всевышнего. Если гости откажутся, то гостеприимством Авраама им воспользоваться не придётся. Праведник понимает, что всё, что у него есть, ему дал Всевышний. Любое пренебрежение Им, в частности идолопоклонство, недопустимо.
Тора рассказывает дальше очень странную историю - о гостеприимстве Лота, племянника Авраама. Покинув нашего праотца, гости (ангелы) идут Лоту, живущему в городе Сдом. А в Сдоме гостеприимство приравнивается к государственной измене. Почему? Город богатый и его жители боятся, что вот пустишь одного, другого и они всё сожрут. Логично. И мы видим тому множество примеров. Помните, как в благоустроенном Ливане, «ближневосточной Швейцарии», приютили бедных палестинцев – а что вышло?
Логично, но преступно, потому что «любое собрание не во имя Всевышнего не устоит». Да и современная история подкидывает нам случаи неправоты сдомитян. В какой стране мира есть статус «беженца» - то есть того, кому дома было плохо и его надо поэтому приютить? Правильно, в Америке. Вот страна и, пусть с некоторыми оговорками, процветает. Наверно, если бы принимала гостей ещё больше от души, процветала бы без всяких оговорок.
Но вернёмся в Сдом. Лот, воспитанный Авраамом, даже рискуя жизнью проявляет гостеприимство в отношении ангелов. А те пришли разрушить Сдом. Главное обвинение на небесах: злость и издевательство над прохожими. И теми, кто дал им приют.
И что же? Может быть, это сохранённое Лотом стремление к добру позволило ангелам спасти ему жизнь? Нет. Мидраш говорит, что Лота спасла молитва Авраама. Авраам молился за всех жителей Сдома, но его молитва помогла только Лоту и его дочерям. Неисповедимы пути Г-сподни!
Впрочем, всегда ли они так уж неисповедимы? Говорят мудрецы, что «благословение на пустое место не падает». Вот и здесь молитва гостеприимного праведника Авраама помогла человеку, у которого было сходное свойство – гостеприимство.
Чем же отличается Лот от Авраама? Гостеприимство его сохранилось по традиции, вне системы заповедей. Поэтому оно не связано со Всевышним, и Лот переходит границу допустимого. Он рискует не только своей жизнью, что само по себе преступно, но жизнью всей семьи. В мире истины его бы спросили: "Тебя кто-либо звал? Зачем ты тащил их к себе в дом?" Кроме того, он, пытаясь откупиться от возмущённой его «преступлением» толпы, пренебрегает честью дочерей, что тоже категорически запрещено. "Дорога в ад устлана благими намерениями".
И всё-таки, Лот и две его дочери спасаются! Приглашайте гостей, друзья!