Новости

Страницы: 1
RSS
26. Барская любовь
 
Барская любовь
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

А.С.Грибоедов

Мы договорились в прошлый раз встретиться в Египте, помните? Что же, здравствуйте вам. Сегодня я хочу поговорить об одном из испытаний Йосефа.
В чём была тяжесть испытания?  Когда у человека что-то не получается, то легко искать Б-га, деться-то некуда! А вот если всё складывается хорошо, то поневоле задумаешься. Подумаешь-подумаешь, хорошенько покумекаешь и поймёшь, что ты сам, несомненно великий праведник, являешься причиной Б-жественной помощи. А раз так, то все твои желания правильные и, конечно же, небесам угодны. Ну а уж когда хозяева тоже раба хвалят, то у того действительно есть повод возгордиться. Ежели при этом ещё и повышают по служебной линии, то разве это пустяк? Ну без дураков, пустяк?
Йосеф становится вторым человеком в доме. Положение обязывает – надо следить за внешностью, и Йосеф начинает завивать волосы. Тут Всевышний натравливает на него хозяйку. Чем понравился ей иноземный тинейджер? В комментариях к истории женитьбы раби Акивы мудрецы рассказали о критерии, которым руководствовалась дочка биллионера Рахель, предлагая себя пастуху Акиве в качестве жены.
Угадаете? Нечто, думаете, мистическое, домирное сродство душ? Ничего подобного! Он умело управлял хозяйством, значит, представлял из себя цельную личность. Рахель была умной и совершенно нормальной женщиной. Зря мы обвиняем женщин в желании связать судьбу с успешным человеком. Не всем охота до седых волос быть «мамочкой» при недотёпе-муже.
Теперь попытаюсь дать свою версию произошедшего с нашим героем. Хозяйка Зелиха, она не стерва или скучающая бабёнка. Она глубоко несчастный человек. И к тому же очень талантливый. Комментаторы, например, сообщают: ей открылось в прозрении, что у них с Йосефом будут общие и весьма достойные потомки. Просто она ошиблась на поколение, Йосеф в будущем женится на приёмной дочери Зелихи и Потифара. В те времена приёмные дети считались как бы прямо тобой рождёнными. Кстати, я вижу в этом изрядный смысл: кто важней для становления человека, родивший его или вырастивший и воспитавший?!
Легко ли ей, молодой красавице, выданной за скопца, жить без детей и практически без мужа? Она любви жаждет, няньчить малыша. Наконец-то она увидела достойного парня, от которого хочет родить. При этом прекрасного хозяйственника и менеджера. Не голая похоть, а самое естественное женское желание движет ею. И я уж не знаю, что: астрология, пророчество или святой дух подсказывают Зелихе, что она не ошиблась,- из её лона выйдут цари.
Вот вам на выбор – или бессмысленное, унизительное существование рядом со старым скопцом в качестве «жены для представительства», или возможность родить царей. Возможность любить и быть любимой! Да ещё подтверждённая чем-то явно мистическим.
Ну чем она, собственно говоря, хуже дочерей Лота? Только, наверное, тем, что те хотели зачать от отца, спасая гибнущее, как им казалось, человечество. А Зелиха пытается спасти от бессмысленной растраты свою собственную жизнь.
И кто ей мешает в осуществлении плана? Мальчишка, раб. Он нравится ей безумно, но – ни взгляда от него, ни улыбки, строгая формальная вежливость. Она страшно оскорблена этим как женщина. Наверное, трудно оскорбить женщину сильнее, чем не поддаться её чарам, да?
Зелиха пускает в ход весь арсенал женского кокетства. Я представляю, как, кроме всего прочего, это льстит Йосефу. Ещё бы, обладая женой хозяина, пусть даже в мыслях, он совершенно перестает ощущать себя рабом!
Однако Йосеф - сын Рахели, которая, чтобы не унизить сестру, уступила ей суженого. Его мать передала сыну способность отказаться ради долга, милосердия или чести даже от любви. И не от обычной любви – Яков и Рахель были предназначены друг для друга ещё до сотворения мира! Короче, перед нами классический конфликт долга и влечения, так аппетитно обыгранный французской литературой 19-20 веков.
Йосеф праведен и мудр. Но всё-таки он молод. И на него, кроме естественного желания близости, могут повлиять аргументы хозяйки. А вдруг он действительно своим отказом унижает женщину? А вдруг она права и он должен немедленно выполнить «заповедь»? Ведь её якобы «брак» с Потифаром – на деле просто фикция и издевательство; фактически старому вельможе просто продали юную красавицу в рабыни.
Я не знаю, какие ещё аргументы затуманили голову Йосефа, но в итоге он, осознанно или неосознанно, остается с хозяйкой наедине. И почти готов «выполнить заповедь помощи ближнему». Что же ему мешает? Он видит лицо своего отца Якова и понимает, что если он сейчас уступит страсти, то в святом народе не будет его потомков. А может быть, святого народа тогда вовсе не будет?
Йосеф сбегает, оставляя в руках хозяйки свою одежду.  Почему же молодой домоправитель не испугался выскочить на улицу полуголый? Потому что остаться с хозяйкой хотя бы на одну лишнюю долю секунды он боялся ещё больше.
Некий учитель рукопашного боя, давая наставления своим ученикам, надзирателям в зоне, сказал: «Есть приемы от топора, есть приемы от ножа, есть приемы от чего угодно. И вы хорошо их усвоили. Но если только предоставится возможность, бегите дети, бегите!».
Хозяйка, увидев, что у неё ничего не получилось, поднимает крик, имитируя попытку изнасилования. Ей не верят, но Йосефа, спасая хозяйский престиж, бросают в тюрьму - обвинив в преступлении, которому он сам противился.
Почему хозяйка клевещет на Йосефа? Она боится, что он её выдаст? Может быть. Но главное, она хочет отомстить. И мстит с той же энергией, с которой добивалась любви, совместных детей и т.д. Се ля ви («такова жизнь»).
И выдаёт этим «качество» своей любви. В конечном итоге – любви эгоистки. «Барской любви». Ибо только такая любовь, встретив отказ, может превратиться в ненависть и предательство по отношению к ещё недавно любимому. Любовь же бескорыстная, любовь добра – скорее пойдёт в тюрьму сама ...
Страницы: 1
Читают тему