Новости

ПРОБЛЕМА БНЕЙ НОАХ: ЗА И ПРОТИВ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Пинхас Полонский, на основании разъяснения р. Ури Шерки


I. «В чем же состоит религия Бней Ноах?»

I-1. Что такое “Бней Ноах”?

Термин “Бней Ноах” (“Сыновья Ноя”) имеет несколько значений, и его смысл в течение веков изменялся. (Аналогичные изменения бывают и у других терминов: например, термин “гой” в Танахе используется для обозначения народов, в т.ч. и еврейского народа, а в Талмуде и далее – для обозначения исключительно индивидуумов-неевреев). И также есть различие между терминами “Бней Ноах как происхождение” и «Бней Ноах как религия».
С точки зрения происхождения, все люди на земле являются Бней Ноах, т.е. потомками Ноя – или, если рассматривать с точки зрения соотношения евреев и народов мира, то все неевреи называются Бней Ноах.
При этом согласно еврейской традиции, Бог дал Ною и всем его потомкам, т.е. всем Бней Ноах, определенные заповеди; и на Синае дополнительно, через Моисея, повелел еврейскому народу передавать эти заповеди всем народам мира и объяснять им, что эти заповеди исходно были даны Ною. Поэтому с точки зрения религиозной идентификации Бен Ноах – это именно такой нееврей, который принял эти заповеди и эту религиозную систему.
Т.е. в религиозном плане термин «Бен Ноах» Ноахид, – это сокращение от термина “не-еврей, придерживающийся религии, правильной для Бней Ноах”. Такое использование термина Бен Ноах мы находим уже у Маймонида, где он отличает термин «Бен Ноах» от термина “Гой”. В настоящее время термином «Бней Ноах» называют религиозную систему, которая стремится реализовать эти заповеди и религиозные принципы.
(Из-за возможной путаницы из-за разного смысла понятия БН – как “все не евреи” или как “придерживающийся религии, правильной для БН” – ниже термин БН употребляется только во втором значении, как религиозная система и ее последователь, о для “Бней Ноах в первом значении”, “все не евреи” – употребляется термин “народы мира”).

I-2. Является ли Бней Ноах религией?

Конечно, Бней Ноах являются религией, она имеет все параметры религиозной системы (в Западном понимании этого термина). Но это не отдельная религия! Это «иудаизм, практикуемый народами мира, неевреями». В области религиозных взглядов Бней Ноах полностью совпадают с иудаизмом, а заповеди для Бней Ноах – это интегральная часть заповедей иудаизма.

I-3. В чем же состоит религия Бней Ноах?

Распространено неточное мнение, что Бней Ноах состоит в принятии и соблюдении «7 заповедей Бней Ноах». Это очень неполная формулировка. Более точно, «Бней Ноах – это неевреи, которые стремятся правильно соблюдать те заповеди, которые Бог заповедал им, согласно учению иудаизма, т.е согласно еврейской религиозной традиции».
Т.е. Бней Ноах, прежде всего, полностью признают еврейскую религиозную традицию, иудаизм, – как Письменную Тору, так и Устную, Талмуд и комментарии, всю целиком еврейскую религиозную систему. И реализуют при этом то, что эта религиозная система им предлагает. И они соблюдают 7 заповедей Ноаха именно потому, что так заповедано через Моисея.
(Кстати, Маймонид особенно подчеркивает, что, хотя 7 заповедей сыновей Ноевых – это очень естественные и понятные человеку заповеди, но только тот, кто соблюдает их именно потому, что они даны через Моисея и еврейский народ, – только тот называется Бней Ноах или «хасидей умот hа-олам», “благочестивые из народов мира”. А если он сам пришел к тому, что это заповеди важны, то он называется «мудрец из народов мира», но не «благочестивый из народов мира». Таким образом, соблюдение Бней Ноахами 7 заповедей – это следствие признания ими иудаизма во всей полноте Устной и Письменной Торы.
При этом внутри иудаизма есть расхождения по деталям религиозной системы БН. Есть мнение, что 7 заповедей – это и есть максимум того, что народы мира должны или могут соблюдать (такого обычно мнение Хабада). А другая позиция (на ней основан подход организации «Брит Олам» р.Шерки) говорит, что 7 заповедей – это минимум того, что требуется от всех людей, и что всякий нееврей, который уже поднялся на уровень 7 заповедей и присоединился к Бней Ноах, далее может реализовывать в своей жизни дальнейшие заповеди иудаизма – например, праздновать субботу и еврейские праздники, изучать Тору и т.д. (эта разница подходов основана на разном прочтении Маймонида в Гилхот Млахим гл. 10). Для подробного освещения этой темы требуется отдельное обсуждение.

I-4. Почему Бней Ноах активно появились именно в настоящее время?

Исторически система Бней Ноах, хотя она представлена и в Талмуде, и позднее у Маймонида, – до настоящего времени почти не была изучена, поскольку таких людей были считанные единицы. Сколько-нибудь массовое движение Бней Ноах началось только в последние десятилетия: вдруг многие неевреи ощутили, что иудаизм для них важен и интересен. Это не связано напрямую с отходом от классической религии Запада, христианства, – потому что процесс массового отхода от христианства идет уже более 200 лет, с начала 19 века, но интерес к иудаизму и движению Бней Ноах возник только в последние десятилетия.
Если мы реально посмотрим на то, что думают сами Бней Ноах о том почему они к этому приходят, – мы увидим, что самой важной вещью, продвинувшей их на интерес к иудаизму, является возрождение еврейского народа в рамках Государства Израиль. Т.е. именно сионизм, который совершенно изменил положение евреев в мире, и через создание независимого государства кардинально изменил статус иудаизма (согласно учению Виленскому Гаону, создание Государства Израиль это воскрешение из мертвых еврейского народа), – это изменение еврейской жизни продвинуло неевреев к тому, чтобы заинтересоваться иудаизмом.
Т.е. реально движение Бней Ноах – это следствие развития и успехов сионизма, и в том числе заселения Иудеи и Самарии и возрождению, в связи с этим, концепции “Израиля как библейского государства”. Есть, конечно, среди Бней Ноах (и даже среди евреев, поддерживающих идею Бней Ноах) – те, кто не являются сионистами и кто предлагает Бней Ноах как абстрактно-религиозную концепцию, не связанную с современным Израилем. Но у такой религиозной концепции нет реально никаких успехов в рамках «соревнования религиозных концепций» в современном мире. Сама по себе абстрактная концепция Бней Ноах не является более привлекательной, чем какие-нибудь другие концепции в стиле New Age, а вся реальная энергетика Бней Ноах берется из существования Израиля, из того что люди ощущают, что Израиль это очень важно, что здесь происходят важнейшие изменения в жизни и в истории человечества, влияющие на всю его судьбу. И та огромная энергия, которой обладает Израиль, – она на самом деле реально и привлекает Бней Ноах.

I-5. Сколько существует сегодня Бней Ноах? И на какой стадии находится сейчас процесс развития этого движения? В чем вы видите сегодняшние задачи поддержки БН?

В русскоязычном пространстве еще очень мало людей придерживающихся идей Бней Ноах, может быть несколько сот человек. Но в англоязычном пространстве это десятки тысяч человек. Они также есть во многих странах.
Но сейчас вопрос не идет о количественном быстром увеличении Бней Ноах. Сейчас главное – это разработка пилотного проекта Бней Ноах, потому что система БН была не разработана. Хотя все ее основные моменты БН заложены в Талмуде и у Маймонида, разработка конкретной системы Бней Ноах происходит именно в наше время. Только когда эта система будет разработана и пилотный проект обкатан, – только тогда может начаться массовое распространение Бней Ноах среди человечества. Поэтому наша задача сегодня – это прежде всего не количественное увеличение Бней Ноах, а разработка пилотного проекта, т.е. разработка конкретных систем соблюдения заповедей, принципов жизни общины, признание Бней Ноах еврейским народом, признание Бней Ноах Государством Израиль и т.д.


II. «А почему надо этим заниматься?»

II-1. А почему надо этим заниматься? Если кто-то хочет быть Бней Ноахом, пусть он сам этим и занимается.

Задача еврейского народа – это нести Божественный свет человечеству. Конечно, мы не должны ходить и уговаривать кого-то, – но если к нам обращаются, мы обязаны дать ответ. Как мы отмечали выше, Маймонид указывает, что Моисею было повелено распространять концепцию Бней Ноах. Поэтому мы сегодня должны научиться давать адекватный ответ, подробное объяснение про Бней Ноах – для тех, кто хочет таковыми быть. А уж они тогда сами найдутся.

II-2. Да кому это надо!? Почему вы думаете что у людей появится мотивация присоединиться к Бней Ноах? Если им интересен иудаизм, то они скорее сделают гиюр!

Прежде всего БН – это не теория, а реальность, которая имеется перед нами.
В мире сегодня существует много глубоко религиозных людей, которые ищут путь приобщиться к еврейской религии, сохранив при этом свою национальную принадлежность, т.е. остаться неевреями. БН – это путь для них.
При этом, если они позже захотят сделать гиюр и стать евреями, то они смогут это сделать, статус БН им никак в этом не помешает, даже наоборот поможет.

II-3. Не пристало евреям выдумывать высосанную из пальца религию для гоев! Вам что, мало было революций?

Мы не выдумаем эту религию, система Бней Ноах дана нам от Бога на горе Синай через Моисея (см. у Рамбама. וכן ציווה משה רבנו מפי הגבורה, לכוף את כל באי העולם לקבל כל מצוות שנצטווה נוח http://kodesh.snunit.k12.il/i/e508.htm). Раньше это не применялось потому, что для этого не было возможности и объективных условий, и почти не было тех самых неевреев, которые хотели бы стать Бней Ноах. А сегодня есть возможности и условия, – и есть такие неевреи, которые хотят стать Бней Ноах.
То, что этого не было раньше, – не значит, что это не может быть сейчас.
Точно так же можно сказать, что «две тысячи лет не было государства, и не пристало евреям заниматься государственными вопросами» – но это неверно, нам таки да пристало строить государство и заниматься в нем государственными вопросами. И также пришло время заниматься Бней Ноах.

II-4. А почему мы должны разрабатывать систему БН? Одна из заповедей Ноаха говорит что они должны сами создать себе справедливые суды. Они, а не мы.

БН могут (и должны) сами разрабатывать для своих общин и государств гражданско-уголовное законодательство – но вопросы того, как им соблюдать заповеди, относится прежде всего к еврейской компетенции.
При этом они имеют право сами устанавливать себе какие-то дополнительные принципы и какие-то свои нормы – но в базовых вопросах Бней Ноах прежде всего обращаются к евреям, как к носителям Традиции.
10. А разве христианство, ислам, и бахаизм и другие монотеистические религии основанные на Торе не являются религиями БН? Зачем нужна еще особая система?
Нет, все эти религии сами по себе не являются религией БН. Бней Ноах признают и Письменную, и Устную Тору, – а эти религии не делают этого.

II-5. Пусть лучше гиюр проходят!

Откуда вы знаете, что для них лучше? К тому же это противоречит РаМБаМу.

II-6. Те же, кто понимают, что такое иудаизм, испытывают расположение, полное приятие и при этом они не проходит гиюр – такие люди не БН, а безумцы и преступники, в первую очередь для самих себя.

Ваш подход противоречит иудаизму. По Рамбаму БН – это лучший статус для народов мира.

II-7. Разве неевреи важны для иудаизма? В Танахе законам для неевреев уделено очень мало места.

Может быть им и уделено меньше места, но их приход к Богу – это та цель, ради которой существует еврейский народ. Т.е. это они цель, а мы лишь средство.
Согласно Танаху, в мессианские времена все народы приходят в еврейский Храм и поклоняются Всевышнему. И это означает, конечно, что их религия – это религия Торы, это иудаизм. Они приходят в Храм, который соответствует их религиозным взглядам. И при этом сказано “придут все народы”. Т.е. они остаются различными народами, они не становятся евреями. Именно такое признание Всевышнего и тех заповедей, которые Всевышний дал человечеству, и при этом желание оставаться другими и не становиться евреями, – это, собственно, и есть Бней Ноах. Мы должны этим заниматься, в частности, потому, что приход народов к Богу – это цель, ради которой существует еврейский народ. Бог избрал нас и дал нам Тору только для того, чтобы мы передали это все человечеству, чтобы через нас мир благословился, чтобы мы были светочем для народов мира. Это и есть цель существования еврейского народа. Другое дело – что мы сами не должны заниматься активным распространением, это желание принимать иудаизм должно созреть само, другие народы должны прийти и спросить. Но именно сейчас люди во всем мире созревают и спрашивают нас о правильном религиозном пути для них, и мы должны дать на их вопрос адекватный ответ.
Вообще понимание того, что цель еврейского народа – это быть светочем для народов мира, понимание того, что, с точки зрения иудаизма, именно другие народы это цель, а мы только средство, – это способствует серьезнейшему продвижению самого иудаизма. То, что мы занимаемся сегодня Бней Ноах, нужно не только Бней Ноахам, которые к нам приходят, – это нужно самим евреям, для того чтобы иудаизм правильно переориентировался. Без этой переориентации иудаизм не может нормально продвигаться, она осуществляется только тогда, когда мы понимаем, что Бней Ноах – это те, к кому мы как народ обращены.
В Сифри к Дварим 6:15 напрямую указывается, что существует обязанность распространять знание Бога среди народов мира.
Та проблема непонимания, с которой движение Бней Ноах сталкивается сегодня, прежде всего внутри самого еврейства, внутри иудаизма, – происходит именно потому, что мы еще не перестроились от диаспорной формы существования, (когда самой главным было само-сохранение внутри всего остального мира) – мы еще не перестроились к израильской форме существования, когда мы из Святой Земли распространяем Божественный свет человечеству. Но этот переход на новый уровень происходит, – и, в частности, то, что движение Бней Ноах пробудилось, это один из параметров этого перехода. Поэтому вектор ориентации на Бней Ноах важен, прежде всего, самому иудаизму, важен для его здорового развития сегодня.


III. «Могут ли Бней Ноах соблюдать Субботу, праздновать еврейские праздники, делать обрезание?»

III-1. Могут ли Бней Ноах соблюдать Субботу, праздновать еврейские праздники, делать обрезание? («Могут ли» в смысле «легитимно ли», т.е. относится ли иудаизм к этому положительно, должны ли мы этому способствовать)

Мы уже отметили, что среди раввинов есть разные подходы к Бней Ноах. Те, кто считает, что «7 заповедей – это максимум для Бней Ноах» – не говорят ни об изучении Торы, ни о праздниках, Субботе или обрезании.
Но с точки зрения движения Брит Олам и р.Шерки, – те, кто взял на себя соблюдение 7 заповедей в рамках Бней Ноах, могут дальше продвигаться в соблюдении всех заповедей: сделать обрезание, изучать Тору (евреи должны помогать им в этом), праздновать субботу и еврейские праздники и т.д. Но они при этом конечно не обязаны это делать, – т.е. могут делать, а могут и не делать, по желанию.
Надо отметить, что вполне возможно, что в будущем будут не только разные группы Бней Ноах, но и возникнут разные течения внутри него (как сегодня существуют разные течения в иудаизме, и это совершенно нормально). Вполне возможно, что эти группы потом как-то по-разному построят свои общественные системы или свои общины. И уж конечно, Бней Ноах во Франции, будут отличаться от БН в Америке или в Японии. И в этом нет ничего плохого.

III-2. Не сливаются ли БН с евреями в один народ?

Нет. У БН и евреев общая религия, общие ценности и (в перспективе) один общий Храм – но при этом разделение на еврейский народ и народы мира сохраняется. В частности, евреям запрещено жениться на БН.

III-3. Как же у Бней Ноах и у евреев одна и та же религия, если ли у них разные заповеди?

В самом иудаизме у разных групп евреев тоже есть несколько разные заповеди. Например, у мужчин есть заповеди цицит и тфилин, а у женщин нет таких заповедей. Или у коhенов заповеди отличаются от простых евреев. И тем не менее, коhены, и простые евреи, мужчины и женщины, – относятся все к одной и той же религии, при том, что заповеди у них несколько разные.
Более того, не всегда браки между разными группами евреев допускаются. Например, коhен не может жениться на разведенной или на гийорет, а обычный еврей может. Т.е. даже внутри еврейского народа и единой религии не все межгрупповые браки допустимы.
Поэтому ничего странного в присоединении к этой религиозной системе еще одной группы – неевреев БН. Эта группа, которая идентична в вопросах веры, имеет при этом несколько другую систему заповедей, и браки между этой группой и евреями не разрешаются. Тем не менее, религиозная система общая.
В некотором смысле, “соотношение коhенов и просто евреев внутри еврейского народа” аналогично “соотношению еврейского народа и Бней Ноах”. Так же как коhены – это священники для еврейского народа, так и еврейский народ – это священники для всего человечества, т.е. для Бней Ноах. Именно это зафиксировано при Даровании Торы: “Вы будете у Меня царством священников” (Шемот 19:6). Конечно, разделение между коhенами и простыми евреями идет внутри еврейского народа, а евреи и Бней Ноах – разные народы. Но при этом тот, кто родился обычным евреем, никак не может стать коhеном, а тот, кто родился неевреем или принял на себя Бней Ноах, – может сделать гиюр и стать евреем, т.е. перейти в священники человечества. Поэтому соотношение между коhенами и евреями не идентично, но аналогично соотношению между евреями и Бней Ноах, и является разделением такого же типа. Это разница статуса и разница заповедей при общей религиозной системе.


IV. «Не открывает ли принятие статуса БН путь для всех желающих в Государство Израиль?»

IV-1. Не открывает ли принятие статуса БН путь для всех желающих в Государство Израиль, и его через это затопление не-евреями?

Нет, ни с какой стороны. Статус БН (даже и на стадии его официального признания Государством Израиль, к чему мы стремимся) не должен давать никаких прав на израильское гражданство. Конечно, те Бней Ноах, которые являются частично евреями, сохранят право на израильское гражданство, – но те Бней Ноах, которые не были до этого связаны с евреями, никакого права на гражданства от того, что они стали Бней Ноах, не получают.
При этом мы считаем положительным и желательным, чтобы те граждане Израиля, которые не являются евреями (и в частности, неевреи в составе алии), принимали на себя (те кто этого хочет) статус БН.

IV-2. Если неевреи в составе алии примут статус Бней Ноах то не будет ли тем самым создано еще одно «религиозное меньшинство» в Израиле, и это отдалит их от гиюра и интеграции в еврейское сообщество?

Мне кажется, что такое опасение совершенно излишне. Бней Ноах не будут являться «религиозным меньшинством» в большей степени, чем сегодня те у кого «нет конфессиональной принадлежности». Статус Бней Ноах позволит таким людям органично интегрироваться в еврейские темы, даст религиозную легитимацию участия этих людей в еврейских религиозных праздниках и церемониях. И если кто-то из таких людей захочет в дальнейшем делать гиюр, то исходный статус Бней Ноах только поможет им в этом и никак не помешает.

IV-3. Детализация предыдущего вопроса

«Отсутствие конфессиональной принадлежности» – это «нечто временное», а «Бней Ноах» -постоянное, и это может оказаться плохо. В Израиле живёт огромное количество «фактически евреев», которые сами себя вполне причисляют к еврейскому народу, но которые, так сказать, по техническим причинам формально евреями не являются («еврей по отцу», нет подтверждающих документов, и т.п.) Применительно к ним, выражение «ло рашум» (“нет зарегистрированной конфессии”) гораздо точнее соответствует истине, нежели выражение «бен-Ноах». В словах «ло-рашум», даже по из звучанию, как бы естественным образом подразумевается что-то временное, малозначительное, не представляющее самоценности. Через два-три поколения все они будут евреями вполне «рашум», просто с интересной подробностью в биографии («а знаешь, у меня прабабушка была француженка»), и эта подробность не сделает никого из них недостаточно евреем. Если же дать им особый статус, то этот статус таковым и останется, а через несколько поколений ещё и приобретёт черты отдельной «настоящей» национальности, со всей сопутствующей атрибутикой.

Во-первых, Бней Ноах в Израиле, если признать это конфессией, не становятся национальностью. Мнение о том, что «если оставить “ло рашум” и никак на это не влиять, то постепенно само отойдет» – это весьма сомнительно. Во-первых, оно включает (гипотетическую) надежду на то, что Галаха потеряет свой статус в Государстве Израиль – и действительно, такое включение всех “ло рашум” в евреи может произойти только в этом случае. На самом деле, статус “ло рашум” вовсе не способствует интеграции этих людей в еврейское общество, а способствует усилению борьбы против статуса религии в Израиле, т.е. борьбы за то, чтобы еврейство определялось не по религиозным принципам. Такая борьба губительна для Израиля. Отсутствие для «ло рашум» опции конфессионального самоопределения толкает этих людей и их окружение к стремлению содействовать отделению религии от государства или к радикальной отмене галахи
Надо отметить, что в предложении официализации БН в Израиле речь не идет о том, что автоматически записать всех “ло рашум” в Бней Ноах, – а чтобы дать желающим опцию зафиксировать так свою конфессиональную принадлежность. Но поскольку получить статус Бней Ноах конечно значительно проще, чем сделать гиюр, – это даст нормальную опцию для тех, кто хотел бы проявить свою еврейскую самоидентификацию, но делать гиюр и соответственно брать на себя все заповеди не хочет. Бней Ноах будет «той же религией, но для тех, кто не является евреем».

IV-4. А не получится ли так, что в БН будут идти те, кто частично евреи, – и тем самым сегодня у них единственная опция стать полноценным евреем это гиюр, а так они станут Бней Ноах? И семьи, соответственно, такие, где один из членов семьи нееврей, вместо того чтобы делать гиюр, будут становиться Бней Ноах?

Вряд ли Бней Ноах уведет кого-то от гиюра. Абсолютное большинство, 99 процентов смешанных семей, никакой гиюр не проходят. Поэтому, пусть лучше они будут Бней Ноах, чем “ло рашум”. По крайней мере, у них возникнет основа для еврейской самоидентификации, еврейских праздников и т.д. Т.е. Бней Ноах – это не альтернатива гиюру, потому что гиюр совершает только 1%, а такие люди и так будет делать гиюр. Это альтернатива другому – тому, что просто остается смешанный брак «еврей и нееврей».
Кроме того, Бен Ноах в смешанном браке скорее сам будет побуждать еврея соблюдать. Ведь сам Бен Ноах соблюдает то, что он обязан, – соответственно, он будет побуждать еврея соблюдать то, что еврей обязан.

IV-5. А если Бней Ноах выйдут из-под контроля, не могут ли они превратиться в некий новый вид реформистского иудаизма? Не найдут ли они себе в еврейском народе более удобных раввинов, реформистских? Нас интересует Бней Ноах, только если это движение будет сильным, иначе оно нам неинтересно. Но если оно будет сильным, то оно может менять свои цели и задачи, и неизвестно куда поскачет.

Ответ: Бней Ноах по сути своей устроен так, что Галаху в нем решают раввины (или по крайней мере, с одобрения раввинов), а не сами Бней Ноах автономно. У них есть самостоятельность в вопросах собственной общинной жизни и судопроизводства, но не в Галахе.
И если бы они искали реформистских раввинов, они бы давно их себе нашли. В том-то и дело, что Бен Ноах, по уровню веры даже больше религиозны, чем «средний еврей», (Бен Ноах по уровню веры – как религиозный еврей). Религиозные евреи не уходят в реформизм из-за того, что реформизм легче. Тем более, что у Бней Ноах нет таких сложностей в соблюдении, как для евреев, и у них нет никаких причин уходит в реформистский иудаизм.

IV-6. А не получится ли так, что Бней Ноах пойдут по такому пути, как христиане?

Ответ. На гипотетические вопросы невозможно отвечать, но есть существенная метафизическая причина того, почему это не так. Она состоит в том, что в эпоху когда формировалось христианство, – еврейский народ, как государственное формирование, перестал существовать. Поэтому христианство установило связь с Богом через евреев прошлого, т.е. через Танах, но не через евреев настоящего, их современников. А сейчас еврейский народ возрождается, происходит его воскрешение из мертвых. Это живой еврейский народ. Поэтому Бней Ноах будут строить связь с Богом через живой еврейский народ, а не через умерший еврейский народ. В этом и есть кардинальная разница. Реально для БН источник духовности – это Государство Израиль и израильский иудаизм, и это абсолютно противоположно реформизму.

Источник