Новости

Страницы: 1
RSS
62. Сани
 
Сани

В Торе дважды встречается запрет брать взятки: «ибо взятка ослепляет зрячих и искажает речи правых». Согласно Талмуду, это относится даже к ситуации, когда судьи намерены выносить справедливое решение.
Почему запрещена взятка?
Потому, что берущий перенимает мнение дающего и становится с ним как бы “одно лицо”. (Человек - существо благодарное и ему хочется, чтобы сделавший для него хорошее оказался прав.) А кто же заметит собственную вину?
Историю эту мне рассказали о великом законоучителе Шахе, жившем в XVII веке. У него был имущественный спор с другим евреем. Шах настоял, чтобы судьёй был кто-либо из молодых раввинов, не знающих его в лицо. Он боялся, что любой другой не сможет принять объективное решение, сознавая, что Шах - основной специалист в этой области.
Они наняли извозчика и поехали в глухую деревню. Приехали поздно вечером, остановились на ночь в корчме. Шах ещё раз обдумал этот вопрос и не мог понять, в чём претензии оппонента? Утром молодой раввин принял спорящих. Они рассказали ему причину конфликта. Тот не думая ответил, что как раз вчера он читал об этом. И Шах не прав.
- Мы принимаем ваш суд - сказал Шах - и не пытаемся оспорить. Но Вы не можете сказать, где это написано?
- На третьей странице в учебнике Шаха - ответил молодой раввин.
Мудрец с ужасом убедился, что забыл собственное аллахическое решение. Ведь он был заинтересован!
Взятка ослепляет не только судей. Хочу рассмотреть более «тонкий» случай. А именно, выражение из Талмуда: «конкурент ненавидит конкурента». И не только из-за прибыли, «имени», и т.д. Этот случай элементарный, хотя и наиболее часто встречающийся.
Около 2000 лет тому назад жил мудрец Гиллель. Тяжелым трудом, невероятно нуждаясь, он достиг высот знания в Торе. Однажды в еврейском народе возник спор. Тогдашние руководители, сыновья Бетеры, не могли его разрешить. Обратились к Гиллелю. Тот легко нашёл ответ. Тогда сыновья Бетеры отказались от своего места и упросили Гиллеля принять его.
Рав Деслер описывает историю, которая много лет была для меня “темна и невнятна”. Да и сейчас я не уверен, что правильно её ”рассчитал”. Рабейну Акадош («наш святой учитель») - мудрец, сказочно богатый человек, перед смертью поднял к небу десять пальцев и обратился к Всевышнему: «Я за всю жизнь не получил для себя удовольствия ни на один из этих пальцев!». Так он клялся в своём полном бескорыстии. Да, но ведь некогда он сказал: «Велики сыновья Бетеры. Я бы так не смог». А потом добавил: «Если бы из Бавеля пришёл рав Гуна, я уступил бы ему своё место». Кто-то из гостей выглянул в окно и закричал: «Рав Гуна идёт!». На самом деле несли похоронные носилки рава Гуны. Все увидели, как Рабейну Акадош побледнел и сказал гостю: «Ты больше не увидишь моего лица». В конце говорится, что именно в этот момент у Рабейну Акадош прошла зубная боль, которая тринадцать лет мучила его и искупала грехи еврейского народа.
Что же Рабейну Акадош имеет в виду? Неужели он действительно никогда не хотел для себя совсем ничего, хотя бы почёта? А приведённый случай? Но несомненно, что, поднимая вверх пальцы, праведник говорил правду. Перед смертью не врут!
Теперь я, может быть, понял. Человеку должно быть дорого дело, которым он занимается. И кто знает, что творилось в душе у сыновей Бетеры?
К чему я это пишу? В Торе есть формула: конкурент ненавидит конкурента и только мудрец его любит. Но что делать большей части человечества? Мудрецы - товар штучный. Да и “делами” они занимаются редко. Так что же, как предлагают нам «доброжелательные критики» со стороны,- оставить бизнес, политику и вообще все социальные отношения на откуп зависти и склочничеству?
Я не мудрец. Но помню, был у меня один очень близкий парень. Я его раз десять пытался сосватать. Кому-то он не подходил, кто-то ему. Наконец, звонит он мне из Филадельфии и говорит: «Через две недели я приду к Вам с девушкой». Я понял - невеста. Хотя в этот день нас ждали в гости, мы с супругой остались дома. Он приводит её ко мне. Она мне сразу не понравилась. Думаю: те десять, что я ему предлагал, были лучше! А он меня спрашивает: «Вам понравилась?». А я что, мудрец? Если я человека 10 раз сватал, как она могла мне понравиться?! Она же не от меня! А он всё настаивает: «Скажите, как Ваше мнение?». Я вижу, невеста. Пытаюсь уйти от ответа. «Я сват, а не комментатор». Он настаивает: «Скажите, мне невероятно важно Ваше мнение».
- Хорошая еврейская девушка. - Я не соврал. Все еврейские девушки хорошие.
- Это то, что я хотел от Вас услышать. Мне была очень важна Ваша оценка. Делаю предложение.
Мы распили «лехаим». Прошло несколько месяцев после их свадьбы и в случайном разговоре с ней я убедился, что она праведница. Такой случай в моей практике, когда я сдерживал эмоции, не единичен.
Никогда не поверю, что есть сваха, которая в состоянии объективно оценить работу коллеги. И так в любом деле.
Поэтому, друзья, придержите «привередливых коней» оценки конкурента, «чтоб не неслись так быстро сани в путь к последнему приюту». А ещё лучше «не в свои сани не садитесь». Т.е. не вмешивайтесь в чужую работу.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)