Новости

Страницы: 1
RSS
53. Итро
 
Итро

Первое наше знакомство с Итро происходит на совете мудрецов фараона. Трое советников: Билъам (прошу не путать с Димой Биланом), Иов и Итро решают судьбу еврейского народа. В отличие от «сталинских троек», единогласно выносивших приговор: «расстрел», мнения разделились. Билъам - тонкий психолог, чувствуя настроение начальства, «мудро» подсказал, как убить наибольшее число евреев. И почему это безопасно. Иов, понимая, что никто его слушать не будет, промолчал. А Итро начал было резать правду-матку в глаза, да, увидав «добрый взгляд» начальства, вовремя смылся.
Ничто не проходит безнаказанно. Билъама евреи убили мечом. Правда, он к тому времени уже успел прилично расширить свой «послужной список». Иов был наказан невероятными мучениями. А в честь Итро назвали недельную главу, которая говорит о получении Торы.
Чем конкретно он заслужил такую честь? Дал совет своему зятю Моше, как рационализировать управленческий процесс.
Итро увидел, что Моше с утра до вечера разъясняет евреям волю Всевышнего. Тесть спросил: почему Моше сидит, а народ толпится перед ним? «И сказал Моше: я сужу между одним человеком и другим и объявляю законы Всевышнего и указания Его». Заметил Итро: «Нехорошо то, что ты делаешь. Утомляешь народ и утомляешься сам. Поэтому возьми себе дельных, правдивых, боящихся Б-га, бескорыстных помощников».
Моше сделал всё, как ему посоветовали. Возникает вопрос: а что, сам Моше не способен сообразить такой пустяк?  Как же он тогда мог 40 лет управлять еврейским народом? Рав Гирш пишет, что Моше по характеру был очень далёк от образа гения-законодателя. Скромен был и его талант организатора. Он должен был учиться у своего тестя самым первым элементам государственного устройства. Человек, который измучивал себя до крайнего изнеможения и которому и в голову не пришло простейшее решение, равно выгодное и ему, и его народу; человек, для которого было необходимо выслушать этот очевидный совет от Итро - такой человек никогда не смог бы дать народную конституцию и законы из собственной головы. Такой человек был только - и именно поэтому -  наилучшим и самым верным инструментом Б га!
Раз я имел неосторожность озвучить эту версию при одном грузинском еврее. Тот, несмотря на невероятно добродушный характер, стал бегать по моей квартире (благо размеры позволяют) и кричать: «Нэ вэру! НЭ ВЭРУ! Все равно Нэ Вэру». Я вначале даже не понял, во что он не верит. Переспросил. Он всё продолжал бегать и кричать: «Нэ вэру! Никогда нэ повэру!». Мне стало смешно. Я снова спросил:
- Вот что ты не веришь?
- Нэ вэру, что кто-то был умнее Моше Рабейну.
- Рав Гирш пишет. Прочти сам.
- Нэ хочу читать. Мнэ нэ интэрэсно, что там написано. Я всё равно нэ вэру.
Я засмеялся.
- Не веришь? Ну и не надо!
И может быть, в первый и последний раз в жизни позавидовал Моше Рабейну.
Мне не хочется расставаться с Итро и я продолжу. Мудрецы спорят, когда Итро присоединился к евреям в пустыне? Раши, исходя из простой хронологии, упоминает, что это произошло после рассечения моря и войны с Амалеком.
Рамбан предпочитает версию, что это случилось позже, после дарования Торы. Второе мнение мне более понятно. Естественно, что Моше сидит и судит евреев после принятия Торы. Иначе как он судит?
Кроме того, в период дарования Торы был страшный тарарам. Цари и народы испугались, что пришёл конец света. Билъам успокоил их, разъяснив, что это всего лишь Б г даёт Тору своему народу. Тогда они благословили дорогу евреев и разошлись по домам. Видя всё это, Итро решил принять Тору, тем самым порицая равнодушие народов мира.
А если следовать версии Раши, то его приход в Тору связан с более ранними событиями. Например, при пересечении евреями Красного моря вода расступилась не только перед еврейским народом, но и вообще везде: в реках, стаканах... И Итро, кому из «богов» только не послуживший и что только не изучавший, понял, к чему это. Словом, выбирайте версию, какая вам нравится.
Последний вопрос. Как мог человек, всю жизнь работавший жрецом у всевозможных идолов, в конце жизни придти к истинному Б-гу? Отвечаю: «Потому, что он каждому из идолов служил честно - не за деньги, а за совесть!». И так же сегодня возвращаются к Б-гу те евреи, которых «где только черти не носили». Так приходят к нам истинные геры, прозелиты из других народов.
Страницы: 1
Читают тему