Новости

Страницы: 1
RSS
66. Богатые тоже плачут
 
Богатые тоже плачут

У меня в дальние, хорошие времена были напарники. Ещё какие! Но я, наверно, недостаточно их ценил, считал, что за мои заслуги так и мне полагается, и Всевышний перевёл их к более благодарным людям. Один из напарников учился в знаменитой израильской ешиве. Он рассказал мне, что однажды наставник доверил ему по секрету: «Когда ребята приходят в ешиву, вначале все пытаются учиться изо всех сил и стать первыми учениками.
У одних получается, у других нет.  Не хватает усидчивости, способностей. Неудачники начинают заниматься общественными делами. У некоторых получается, у некоторых нет. Остальные пытаются стать праведниками». - Тут наставник сделал паузу и прибавил с иронией - «а это получается у всех».  
Возможно, учитель намекал на знаменитое выражение: «праведник в собственных глазах?». И действительно, завидуя достижениям людей, менее, как тебе кажется, одухотворённых, ты чаще успокаиваешь себя мыслью, что они всё делают для собственного блага. Зато вот ты, естественно, живёшь и творишь исключительно в стиле: «жила бы страна родная и нету других забот!»...
Я спросил у рава, как мне относиться к «общественникам»?
- Успех в любой духовной сфере показывает, что в мотивации человека есть духовная составляющая и за это его надо уважать.
- Не замечать недостатки?
- Ни в коем случае! Замечай. Но только для того, чтобы им не подражать. Не описывай эти недостатки, не возмущайся и главное - не стремись их исправить.
Я рассказал о разговоре брату, главному раввину Грузии. Он спросил полу-утвердительно - «так в любой области, в бизнесе например»?
- Да, конечно! Хотя погоди. Этого я у рава не спрашивал. Спрошу завтра.
Передал слова брата.
- Нет, - ответил рав. - Богатство приходит и уходит по абсолютно различным причинам. Иногда оно благословение, иногда испытание. А чаще всего проклятие. Например, многие мафиози сказочно богаты и Всевышний, давая им богатства, отнимает у них возможность возвращения к Себе. Разве сытому придёт в голову что-нибудь менять?
Я слышал от одного очень богатого человека высказывание: «деньги есть, ума не надо». Как вы понимаете, для него это старая сентенция звучит совсем по-другому...
Несколько лет тому назад я был в Тбилиси в гостях у своего друга-грузина, «работавшего» «новым русским». Он показал мне на два трехэтажных дома и объявил: «Эти я уже купил, а вон на тот, четырехэтажный пока не хватает средств».
- А мне на всё, что я хочу купить, средств хватает.
Правда, пересказав знакомым этот разговор, я был удивлен, когда слушатели попросили у меня в долг крупную сумму и страшно обиделись на моё недоумение.
Однако, что я опять всё о себе? Расскажу лучше о «расколе всех расколов» в еврейском народе. Большинство грехов в пустыне были исправимы, но страшное происходит, если начинается разлад в колене Леви. Ведь ему Всевышний поручил хранение и передачу традиций! В любой области, например, для того, чтобы миллион детей играли в футбол, нужна группа людей, у которых футбол - профессия и единственное занятие. Такими «футболистами» и должны быть в еврейском народе левиты.
Но для передачи Торы, в отличие от иных занятий, требуется ещё и душевная чистота и чаще всего - бедность. И вот однажды в колене Леви сказочно разбогател человек по имени Корах. К своему несчастью, он был также невероятно умён. Настолько умён, что многие комментаторы полагают, что он должен был стать преемником Моше! Добавьте, что Корах обладал к тому же почти пророческим даром. Он предвидел своих выдающихся потомков.
Чем страшно сочетание ума и богатства? Чем оно настолько опасно для обладателя? Да просто тем, что человек забывается и «борзеет». Ему кажется, что всеми достижениями он обязан себе, любимому. Ему мало денег, он жаждет власти, и не просто власти, а её видимого проявления. Начинает наступать на чужие мозоли. А сильные мира сего это ему не прощают. Ведь деньги, по выражению Абрамовича, любят тишину. И не только деньги.  Говорят, нет благословения на дела, творящиеся в открытую. Другое дело, ежели, как у меня, главное дело - «слово». Тут просто нет выбора и ты можешь до некоторой степени надеяться на снисхождение Творца. Должно же слово быть к кому-то обращено!
Интересно, между прочим, что сегодня противники власти почти всегда пользуются приемами Кораха - они выдвигают обвинения в отсутствии демократии. Ведь и Корах настаивал, что Моше и Аарон «незаслуженно возносятся над общиной»! И нацисты, и большевики-меньшевики-эсеры требовали свободы, справедливости и демократии. К чему это привело, помните?
А больших «демократов», чем защитники и покровители палестинского террора, вообще найти невозможно. Нет, то есть я не хочу сказать, что любые обличители носят «камень за пазухой» и стремятся исключительно к личной власти. Только и красивые фразы ничего не доказывают.
Моше понимает, как страшен раздор в среде «хранителей света», поэтому просит Всевышнего наказать Кораха такой карой, чтобы никому не повадно было. И земля проглатывает Кораха и его сторонников вместе с семьями - живыми! Только сыновья Кораха, в последний момент искренне раскаявшиеся, спаслись.
У кого при жизни в душе ад гордыни, провоцирующий раздор,- рискует однажды познакомиться с преисподней. И, чтобы уберечь нас от этого, Тора ввела особую заповедь: «не быть как Корах и его сторонники».
Что изменилось в наше время?
Сегодняшнее поколение людей духовно слабее предыдущих.
Всевышний сегодня чаще тасует колоду с богатством, поэтому богатые тоже плачут.
Страницы: 1
Читают тему