Новости

Страницы: 1
RSS
34. Святая наука
 
Святая наука
Святая наука - расслышать друг друга,
На время, на все времена…

Б.Окуджава

Наверное, нет занятия более трудного, чем воспитание детей. Нередко даже мудрецы и праведники не справлялись с этой задачей. Так было, например, у Авраама с Ишмаэлем, который в молодости настолько «давал прикурить» семейству, что Создатель потребовал отправить его в пустыню. Так было у Ицхака с Эйсавом – хотя уж как отец старался, прощал и поддерживал его!  
Даже у Якова, которого считают почти идеальным воспитателем, бывали проблемы с детьми. Вспомните бунт Реувена. Вспомните самовольное уничтожение Шимоном и Леви жителей Шхема... А чтобы искупить грех продажи Йосефа, весь еврейский народ должен был отправиться в изгнание! Не избежал ошибок и царь Давид, любимый сын которого, Авшалом, восстал против собственного отца, пытался убить его, и, в конце концов, сам погиб. Куда уж нам-то сетовать!?
Психолог Карл Юнг писал, что люди обычно не слишком затрудняют себя в выборе методов воспитания. Если им кажется, что у них неплохо получилось в жизни, то из признательности к родителям они применяют те же методы, которым подвергались сами.  А кто видит себя неудачником, выберет стиль ровно противоположный. Объясняющий провалы собственной мягкотелостью вырастит детей по «законам джунглей». А обиженный на излишнюю требовательность родителей избалует отпрысков. Пока, в ужасе от результатов, не схватится за плётку посыромятней папочкиной...
И всё-таки я нашел в Торе несколько примеров идеальных отношений в семье. Менаше, старший сын Йосефа, безмолвно слушает, как дедушка Яков ставит его в предсмертном благословении позади Эфраима, младшего брата. Настолько позади, что Танах называет «Эфраимом» весь еврейский народ! Мудрецы Талмуда упоминают имя «Эфраим» среди возможных имён Машиаха!
А ведь Менаше уже имел видное положение в обществе, помогал отцу в государственных делах и был «старшим над всем домом Йосефа»!
Хотите ещё случай? Старший брат Моше Рабейну - Аарон, признанный пророк и лидер народа в самую страшную пору его изгнания, с готовностью берёт на себя роль помощника и «ассистента» своего младшего брата. Как такое могло произойти, что за тайну воспитания открыли их родители?
Радостно танцуют маленькие Аарон и Мириам на «повторной» свадьбе папы и мамы. И при этом поют, что скоро родится младший брат, который спасёт евреев. Но им-то он будет начальником! Даже Всевышний обвинит их обоих в «раздутом самомнении», когда они ненавязчиво сравнят свой пророческий уровень с уровнем Моше. А в наказание за лёгкий упрёк, высказанный ею Моше в заботе о его же семейном счастье, Мирьям целую неделю будет обсыпана язвами проказы! И всё-таки они, предвидя будущее, бескорыстно веселятся и радуются.
Не зря именно эта семья исправит грех конфликта Йосефа с братьями и выведет евреев обратно из Египта! Но чем мама и папа заслужили подобных детей? Конечно, Йохевед была праведницей, а Амрам – одним из четырёх людей в истории человечества, которые, как утверждает Талмуд, вообще ни разу не согрешили. Но разве достаточно не буянить самому, чтобы ребенком вырос праведником? Кто будет спорить, что хорошая наследственность пригодится? Невозможно и воздействовать на людей, особенно на собственных детей, если твои требования отличаются от твоих же стандартов поведения. Но это ли главное?
В Танахе написано, как Амрам, глава поколения, принимает аллахическое решение развестись с супругой, так как муки галута стали непереносимы. Жестокий указ фараона предписывает убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Зачем теперь семья? Весь еврейский народ следует примеру Амрама. Кстати, такое безусловное доверие к настоящим руководителям – благотворная почва для воспитания.
И вдруг пятилетняя дочь нахально заявляет отцу, что он не прав, что он хуже фараона, который хочет лишить евреев только мальчиков. «А ты, папочка, не позволяешь произойти на свет даже девочкам!» Скажите честно, вы бы не дали ей по шее? Весь многомиллионный народ уже согласился с Амрамом! Даже, что уже совсем невероятно, собственная жена! В конце концов, кто главный в семье – папа или эта сопливая карапузиха?!
Но и Амрам и Йохевед выслушивают дочь, глава дома воссоединяется с супругой, ему снова следует весь народ. Кроме... левитов. То, что эта история совсем не проста, доказывает приводимый мидрашем факт: собственное колено он не убедил! В этом, вероятно, одна из причин будущей малочисленности левитов по сравнению с другими коленами. В общем, нам ясно, что папочке было чем возразить не в меру заботливому чаду...
Быть может, Амраму пришли на ум слова, которые через восемьсот лет скажет царь Давид: «От всех учивших меня умудрялся я»? Или те, что мы трижды в день произносим в конце главной молитвы: «Пусть душа моя опускается в прах (смиряется) перед каждым»? Или же он вспомнил, что перед Б-гом все равны? Не знаю. Но скорее всего, внимательность и уважение к детям просто были «стилем жизни» этой семьи. Её члены искали не победы, а истины. Не того докапывались, в чём собеседник глуп и не прав, но, наоборот, где он прав и умён? Какое рациональное зерно содержатся в его словах?
Воистину, «святая наука - расслышать друг друга»! А то мы в основном слушаем самих себя. В крайнем случае, начальников или компаньонов. Живем, современники, по формуле: «я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак»...
В этом месте я положил авторучку. Но редактор жёстко потребовал подробностей из личной жизни. Мол, «людям интересны не назидания, а живые истории!» Что ж, может быть он и прав?  Толкнуло же нечто меня искать «идеальные семейные отношения» в историях об уважении к младшим братьям? В моём возвращении к Торе велика заслуга моего младшего брата Ариэля...
Вспоминаю, как он родился. Хотя я ещё не пророк, но всё же именно я оказался «главной причиной» его рождения. В 14 лет мне, естественно, стало лень сидеть на уроках и я придумал, что у меня болит живот. Меня отпустили домой, отец отвез страдальца в больницу, где его друзья-врачи дружно решили, что у меня аппендицит. Причём говорили они настолько убедительно, что я им поверил и согласился вырезать. Мама трагически переживала, что её мальчику будет больно. И тогда один из эскулапов посоветовал маме:
- Вы не выживите, если не заведёте второго!
Совет пришелся маме и папе по душе, и в 16 лет я вдруг выпал из центра внимания. Сказать, чтобы я этому сильно обрадовался, было бы неправдой. Но вскоре я так полюбил братика, что после женитьбы заявил супруге, что собственных детей буду любить меньше. Впрочем, ум человека определяется не тем, что он знает и говорит, а тем, что он знает и не говорит...
Брату во время моей женитьбы было 7 лет. Он буквально не выходил из нашей комнаты и как-то подслушал, что один из нас беременный. Я или супруга, он точно не расслышал. Но на всякий случай стал выпрашивать копию ключа, чтобы, если ребенок родится в наше отсутствие, он не плакал. На удивление всё прошло нормально, и когда появился ребенок, я забыл о своих пристрастиях. Обычно люди живут ради собственных детей или ради собственного имени, считая, что так обеспечивают себе бессмертие. А его хотят даже атеисты.
Вернемся к Аврааму. Его потомки от Ишмаэля многочисленнее и богаче. Почему же наследником считается Ицхак? Потому что он унаследовал жизненные принципы отца. А это почему? Быть может, из-за того, что Авраам умел внимательно слушать? И Ицхак захотел этому научиться?
Сегодня 26 лет (гематрия имени Живого Б-га) со дня смерти нашего отца. Мой брат в Грузии, он главный равин, занимается вопросами помощи евреям. Я в Иерусалиме. 18 лет назад я попросил его научить меня жить. Главный принцип жизни нашего отца был: "сделай добро и пусти его по воде - и оно к тебе вернется". Брат его усвоил. Наверно, я тоже.
Я дописываю последнюю фразу и спешу зажечь поминальную свечу.
Жизнь продолжается.
Страницы: 1
Читают тему