Новости

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1 2 3 4 След.
Новый год (рав Меир Маневич), Коротко о неважном:
 

1.  Новый Год - праздник светский, но не наш, а ко всему "не нашему" мы относимся с  долей некоторого вполне себе оправданного недоверия.
Нам бы со своими  праздниками и знаменательными датами справиться!


2. Новый Год это не  Сильвестр, а Сильвестр это не Новый Год. Отмечать Сильвестр таки неправильно,  ибо это совсем уж не наша тема. При этом инкриминировать папе Сильвестру (св.  Сильвестр) жестокие убийства евреев, это по меньшей мере неправильно, вредно и  некрасиво. Как типичный  представитель церковной иерархии своей эпохи, папа Сильвестр I активно боролся  за чистоту веры. Понятное дело, что к упрямым и жестоковыйным евреям он не мог  относится равнодушно, и поэтому "всего лишь" уговорил императора Константина  изгнать евреев из Иерусалима (эта тема актуальна до сих пор) и впредь их туда не  пускать. Но это "невинные шалости" в сравнении с тем, что нам устраивали другие  "добрые" христиане в средневековье.

3. Ёлка тема как не наша так и не  христианская. Она пришла к нам из тёмного языческого прошлого. И так как  побороть этот пережиток своего тёмного прошлого западная церковь так и не  смогла, то она решила пойти коротким путём и согласилась на своего рода  компромисс, сделав ёлку частью своей традиции. Позже, с лёгкой руки царя -  западника Петра I ёлка (благо их здесь полным полно) стала частью традиции то ли  русской то ли русско - православной. Хотя на счёт последнего я что то сильно  сомневаюсь.


4. После октябрьской революции большевики отменили празднование  Нового Года и запретили елку (не даром ведь в первом большевистском  правительстве было значимое количество евреев :) )  Отец народов, И. В. Сталин, решил пойти навстречу народу и разрешил вновь  праздновать Новый Год с елкой и другими неотъемлемыми атрибутами этого  праздника, предварительно очистив его от от всех религиозных предрассудков.  Именно такой, "сталинский" вариант Нового Года мы и получили в наследство от  наших предков, имевших такое счастье, как жить в Советской стране.


5. Для  многих из нас, русскоязычных евреев, Новый Год - праздник детства и ностальгии.  Я думаю, что это пройдёт, со временем. Культивировать празднование Нового Года,  как и ярую борьбу против него считаю ошибкой. Людей нужно просвещать, прививать  им любовь и уважение к своей традиции и тогда всё чужое отомрёт само по себе, за  ненадобностью.

Как стать Бней Ноах
 
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕЕВРЕЕВ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Изучая труды раввинов Цви Фримана, Ионы Левина, Ури Шерки, Ури Суперфина, профессора Пинхаса Полонского, рабейну Тама (внука Раши), и, конечно же Рамбама, можно придти к выводу, что ИУДАИЗМ как религия включает в себя две основные опции: ЕВРЕЙСТВО - совокупность законов и правил жизни для евреев как народа священников и НОАХИЗМ – совокупность законов и правил жизни для остальных народов мира. В связи с этим обязательно необходимо разделять термины, касаемо религиозной ориентации представителей народов мира (гоев) и их отношению к Письменной и Устной Торое, а, следовательно, и взаимоотношения их с самим Б-гом. Волей-неволей напрашивается следующая классификация.
АТЕИСТ – представитель народов мира, который отрицает существование сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. (Еврей тоже может быть атеистом, но при этом он все равно остается евреем).
ИНОВЕРЕЦ - представитель народов мира, который признает существование сверхъестественного, но при этом не признает безусловный авторитет Письменной и Устной Торы в интерпретации ортодоксального иудаизма. Он может быть политеистом (индуистом, синтоистом, шаманистом и т. д), монотеистом (мусульманином, сикхом) или исповедовать религию типа шитуф, в которых при поклонении Б-гу к Нему присоединяются какие-либо вспомогательные «образы» (например, образ Иисуса из Назарета).
НОАХИД - это представитель народов мира, который признает безусловный авторитет Письменной и Устной Торы в интерпретации любого из направлений ортодоксального иудаизма (хасидизма, литавского иудаизма, ортодоксального модернизма, религиозного сионизма), признает истинными 13 принципов веры Рамбама и принял на себя семь законов сынов Ноя. Ноахид по отношению к еврею считается единоверцем, хоть и иноплеменником.
Если представитель народов мира принял семь законов сынов Ноя перед авторитетной комиссией из «трех товарищей» в соответствии требованиями главы 8 пункта 13 законов о королях и войнах, изложенных Рамбамом в Мише Тора, то он имеет статус БЕЗУСЛОВНОГО НОАХИДА.
Если представитель народов мира принял семь законов сынов Ноя самостоятельно, в своем сердце, перед Г-дом Б-гом, то он имеет статус ОБРАЩЕННОГО НОАХИДА, поскольку свой ум и сердце он обратил к иудаизму, Устной и Письменной Торе.
Несомненно, что статус безусловного ноахида немного выше, чем статус обращенного ноахида, поскольку иудаизм уделяет большое внимание формальным процедурам.
ГЕР ТОШАВ (житель) - это ноахид, который постоянно проживает в Эрец Исраэль. Очень важный момент: накануне 5775 года по еврейскому календарю (23 сентября 2014 г., накануне Рош-а-Шана 5775 г.) статус «гер тошав» был восстановлен Главным раввинатом. Первый раз после двух с половиной тысяч лет человек официально получил статус «гер тошав» («житель») от главного раввинского суда главного раввината в стране Израиля.
Ноахид должен знать, что пока он находится на Святой Земле, на него накладываются дополнительные ограничения, чтобы не вводить в смущение или недоумение живущих в Стране евреев. Он не должен, например, включать громко музыку в субботу, есть на виду у всех некошерную пищу, водить в субботу без особой необходимости автомобиль, раздеваться общественном на пляже, обязан вести себя скромно …
ПРАВЕДНИКИ НАРОДОВ МИРА (хасидей умот гаолам) – это ноахиды, которые не только приняли на себя семь законов сынов Ноя, но и соблюдают их соответствии с требованиями Галахи хотя бы в минимально допустимом объеме.
В жизни случается всякое. Ноахид может поддаться искушению и взять взятку, женщина-ноахид может поддаться соблазну и изменить мужу (не про нас будет сказано), а затем, забеременев, сделать аборт (прах на мои уста), чтобы скрыть преступление... При этом они уже не являются праведниками их народов мира (хасидей умот гаолам), но все же остаются ноахидами. Но после истинного раскаяния и, если возможно, искупления вины, они снова обретают статус праведников из народов мира (хасидей умот гаолам).
Представитель народов мира может потерять статус ноахида только если он добровольно и сознательно переходит в другую религию с целью удовлетворить в ней свои религиозные потребности или становится атеистом, но при возвращении к истинной вере, к Устной и Письменной Торе, его статус ноахида (и праведника из народов мира) автоматически восстанавливается.
Р. S. Согласно мнению раввина Ури Шерки, люди, исповедующие иудаизм (ноахиды и евреи) обязаны уважать религиозные представления других людей, даже если в них закрались системные ошибки.
Как стать Бней Ноах
 
Цитата
aliazer пишет:
Если, я начал трижды в день молится, то прекращение этого действия уже является нарушением обета.
Это - ключевой момент в высказывании, и он - неверен!
Точнее - само провозглашение 3-кратно повторенного действия постоянным есть одна из мицвот евреев, и пока ноахид не примет её исполнение именно как "дополнительной мицвы", она не действует и можно хоть сто раз повторить что-то и прекратив это делать - нет нарушения, так как не было и самого взятия обязательства.

Сертификат нужен сейчас только в одном случае: если вы попадёте в новое место, где ваш статус будет неясен (неизвестен окружающим). Вот тогда, предъявив сертификат, вы сможете утверждать "я - не идолопоклонник", и относиться ко мне надо как к "гер тошав".

А организации БН не существует, так же как и организации "иудаизм" не существует... БН - просто "филиал иудаизма", "иудаизм для неевреев".
Пинхас Полонский: Бней Ноах: Сыновья Ноя (вопросы и ответы)
 
Цитата
Меира Салганик пишет:
У меня возник вопрос:"Если они не могут изучать Устную Тору, как они могут ее признать?" Спасибо
Почему это "не могут"? Могут, и даже изучают! Смотрите тут на сайте в медиатеке лекции раввина Ури Суперфина, например.
Цдака (пожертвование)
 
Вот подробнейшая информация про цдаку и маасер от рава Ури Суперфина:

Цитата
ЗАКОНЫ ЦДАКИ И МААСЭР.
(обработанный мною конспект реб Давида Дуна с моих же уроков)

1) маасэр от заработка - это обычай, принятый в еврейском народе. Есть, однако, мнения, что это заповедь из Торы или постановление мудрецов.

2) Цдака - повелительная заповедь из Торы. Важно и само действие (поддержка бедняка) и результат - чтобы он "жил с тобой" (Ваикра 25:36). То есть, имел бы свой прожиточный минимум.

3) Лучшее исполнение заповеди цдаки — через отдачу 20% от получаемого дохода (причем, по мнению Виленского Гаона, это обязанность, и тот, кто так не делает, нарушает каждую минуту и не выполняет повелительную заповедь). Учится из того, что Яков сказал два раза "десятая часть" в своем обете Всевышнему (Бр. 28:22).

4) Законы цдаки изложены в ША, Йоре Деа, 249 глава и в книге Хафец Хаима, «Ахават Хэсед» (18-19 главы).

5) Первый уровень выполнения заповеди цдаки, как было сказано, - 20%. Больше 20%, по Рамо, нельзя отделять (чтобы сам не стал «клиентом» цдаки), а по мнению ША — можно; однако, если есть какая-то угроза для жизни - практически обязанность давать в том числе и больше 20% (если нужно). Лучше давать двумя частями - по 10% и 10%.

6) Второй уровень выполнения заповеди цдаки - это маасэр - 10%.

7) Минимальный уровень - это «шлишит а-шекель» (треть серебряного шекеля - около 1 доллара) в год. «Мидат хасидут» (достойное, но не обязательное, по букве закона, поведение) - 1,5 золотых (около 50 долларов) в год. Однократное подаяние - нет минимальной границы для подаяния бедным.

8) Кто должен быть получателем цдаки? В порядке предпочтительности, если бедный: а) родители; б) родители жены; в) свои дети (старше 6 лет) - если ты кормишь/одеваешь ребенка старше 6 лет, то это исполнение заповеди цдаки и надо иметь это в виду при исполнении; г) остальные родственники (чем ближе, тем лучше); д) бедняки твоего города; е) бедняки земли Израиля; ж) остальные бедняки.

9) Бедняки - кто это?

В цдаке определяющим является не просто финансовая нужда, а недостаток в какой-то потребности человека (например, был у человека водитель, и теперь он обеднел, и водителя больше нет; надо восполнить ему этот недостаток, а если он излишек денег просто в банк клал, и это пропало, - не нужно восполнять).

10) Причем, лучше давать "в разные корзины" - распределять по разным беднякам. Так советует Рамбам.

11) Группы, которым надо давать (при этом приоритет у классификации в п.8).

а) Выкуп пленных (если есть опасность для их жизни, даже превышает обязанность помощи родителям). Ремарка: по некоторым мнениям, у еврея нет проблем давать взятки неевреям (даже судьям - так как они заранее к евреям относятся плохо - и надо уравновесить).
б) Больные люди, голодающие.
в) Интенсивно занимающиеся Торой (либо самостоятельно достигает больших успехов, либо учит в группе Тору).
(Женщину надо одеть раньше, чем мужчину, а накормить - раньше мужчину. Часто бедная женщина имеет преимущество перед мужчиной - она более несчастна, когда бедна).

12) Бедняку надо давать хоть сколько-нибудь, любому и всегда.

13) Давая цдаку, важно говорить «бли-недер» («это не становится для меня обетом»), желательно при каждом отделении денег (а если дал 3 раза кому-то, не сказав, скорее всего, нужна «атарат недарим», если хочешь теперь давать не ему или давать меньше).

Маасэр

1) Отделять маасэр - обычай, однако за выполнение этого обычая Всевышний обещал награду (в пророках - "испытайте меня этим", Малахи 3:10-13)

2) Маасэр - это разновидность цдаки (но не заповедь из Торы - маасэр ани). Однако, если делаешь (три раза и больше) и не говоришь «бли недер» — придется делать расторжение обета. Также если родители отделяли маасэр, сын должен продолжать дела отцов.

3) Если задерживает маасэр (когда знает, кому, и есть деньги, чтобы дать), по Рамбаму, тоже считается нарушением.

4) Нет практики заставлять давать маасэр (в отличие от цдаки, которую раньше заставляли давать, хотя бы минимум).

5) Тот, кто дает деньги именно как маасэр, - выше, чем тот, который дает цдаку (+ у него еще есть гарантия Всевышнего).

6) Для выполнения обещания желательно давать ровно десятую часть; соответственно, можно поставить условие, что, если отделил большее маасера, то пусть считается цдакой.

7) Важен также момент отделения маасера, а не только его передача.

8) Надо отделять маасэр «бли недер», распределять его тоже «бли недер» и ставить условие, что, пока деньги не достигли адресата, они просто деньги, а не маасэр (чтобы не нарушать условия "не задержи").

От чего отделять маасэр

1) Надо отделять маасэр и от керен (достояние) и от ревах (доход). Пример реваха: выигрыш в лотерею, подарки на свадьбу – то есть, не постоянный (регулярный) доход, а однократное поступление (возможно, крупное).

2) От всех доходов (зарплаты и т.п.), а также от находок отделяется маасэр – в том числе и от не денежных.

3) Однако для случаев подарков (не денежных) – многие разрешают не отделять (в т. числе, Хазон Иш), а также в случае если денежные подарки подарили на какую-то определенную цель (особенно, если человек четко сказал, что все деньги должны уйти на подарок). Но, по всем мнениям, если нет своих денег на маасэр от вещевого подарка, то в долг брать не обязан. Если все-таки решил отделить, вычисляет от магазинной стоимости подарка.

4) Если человека просто делают посредником для покупки вещи, то деньги не его, и отделять не надо. Если деньги дают на мицву, то все-таки лучше отделить (однако р. Эльяшив разрешает не отделять). Если дают человеку ланч, а он берет деньгами, от этого вычислять стоимость и отделять - не надо (так как это замена подарка).

5) Если родители помогают детям. Если из своего обычного дохода выделяют (а не из маасера) – то есть мнение, по которому детям можно не отделять (так как детям эти деньги целевым образом идут на улучшение их жизни).

6) Если потерял/украли деньги – то, когда нашел, лучше отделить от найденной суммы маасэр.

7) От наследства денежного – отделять нужно, а от вещевого, по многим мнениям, - нет.

8) От квартир, земельных участков – не отделяют обычно, кроме как в случае, когда квартиру продают и получают деньги «надолго» (а не обменивают, т.е. не покупают сразу другую).

9) Человеку оставили в наследство маасэр (сумму, которую покойный просто не успел раздать, например) - обязан раздать, однако может выбирать, кому.

10) Средства в банке: если проценты - единственный источник дохода на жизнь, можно не отделять. Но надо вычитать инфляцию по самым необходимым товарам (продовольствие, в основном). Если долгосрочный вклад - делаем подсчеты регулярно (но отдаем, когда получим).

11) Курсовые разницы (если храню деньги в долларах, например) - не нужно отделять от этого дохода.

12) Акции: пока не продал, ничего не отделяет, когда продал, - отделяет. Если есть разные акции - некоторые упали, некоторые выросли - сальдирование доходов/расходов - это вопрос (не факт, что можно).

13) Лотереи - отделяют от чистого дохода (после налогов).

14) Вещь, на которую сделал эфкер, а потом снова понадобилась (и он взял ее, как ничейную) - спор, нужно ли отделять маасэр.

15) Пособия на детей (и другие) - регулярный доход, нужно отделять маасэр (кроме случая, когда это человек откладывает на детей), компенсация — возможно, и не нужно.

16) Зарплата - от чистого дохода, "получаемого на руки", - нужно отделять.

Общий принцип вышеприведенных примеров: является ли доходом с точки зрения восприятия людей. Если является, то отделяем маасэр, если нет, - нет.

17) Выплаты, которые обусловлены моими действиями (например, компенсации, увеличенная пенсия и т. п., обусловленная теми отчислениями, которые мы делаем в фонд соцстрах и т.п.) не подпадают под маасэр.

18) Разовые компенсации - не подпадают под маасэр (например, выплата по страховке). Компенсация при увольнении, однако, требует отделения (так как по сути это зарплата). И компенсация по инвалидности - если нельзя вылечить, отделяем, а если можно вылечить, не отделяем. Т.е. общее правило - не отделяем от прямых компенсаций (а если, скажем, подарок или компенсация наследникам — отделяем).

19) Оплата еды работодателем - как целевой подарок, не отделяем.

20) От сэкономленного (в отличие от заработанного) не отделяют маасэр. Однако от сэкономленного на обязательных платежах (например, компенсация за арендную квартиру или за медстраховку, которую и так бы делал) отделяют.

21) Беспроцентный кредит - не рассматриваем вмененный доход для целей маасера.

22) Проценты по долгу выданному еврею (с нарушением) - должен вернуть, маасэр отделять не должен. Однако, если вернуть не может (человек умер, нет наследников) - маасэр отделяет. Но рибит дерабанан, в принципе, возвращать не обязан; соответственно, и маасэр должен отделить (но это все-таки не консенсус).

23) От квартиры при продаже — отделет только от роста стоимости. От подаренной квартиры маасэр отделять не нужно (мнение р. Вознера).

24) Прощение долга — спор авторитетов, нужно ли отделять маасэр.

25) Если была какая-то неизбежная потеря (например, деньги должно было залить кислотой, а он их спас; это как бы заработал), есть мнения, что надо отделить.

26) От алиментов нужно отделять маасэр, по большинству мнений.

27) От украденной у человека зарплаты, по мнению р. Эльяшива, все равно должен отделять маасэр.

Люди, которые обязаны отделять маассер

1) Человек должен иметь необходимый набор мебели и бытовой техники, одежды и еды, деньги для расходов на транспорт, счета за квартиру, расходы на арендную плату/ипотечный кредит. То есть, если человеку после отделения маасера не будет хватать на необходимые вещи (обозначенные выше) и он вынужден будет прибегать к помощи других, он не обязан отделять маасэр. Расходы на автомобиль, возможно, не входят в "необходимый минимум".

2) Пособие ешиботнику/студенту от родителей - есть мнение, что не обязан (р. Эльяшив), а р. Ойербах считал, что обязан.

3) Приучение к отделению маасера - ближе к бар мицве, от подарков без целевого назначения.

4) Жена: без разрешения мужа может отделять только небольшой маасэр (остальной - должна спрашивать у мужа).

5) Если взял кредит не на самое необходимое (например, не на квартиру), и не хватает на маасэр, то обязан долги отдавать, конечно, но по маасеру записывает долг.
6) Если сын живет на средства отца (фактически на подарки), то он не обязан отделять маасэр, по букве закона.

Методика расчета маасера

1) Лучше всегда вести "блокнот" по маасеру.

2) Если человек дает больше маасера, то лучше оговаривать, что "превышение маасера" считается цдакой.

3) Наемный работник отделяет от суммы заработка, полученного на руки.

4) Есть нюанс (мнение «Хават Яир»): если возникают форс-мажорные расходы (например, попал колесом в яму), то их можно вычитать из доходов, облагаемых маасером. Суть - у человека есть как бы бизнес со Всевышним: человек дает маасэр, а Всевышний помогает в жизни.

Отчетные периоды для маасера

1) Необязательно сразу отделять маасэр - делается период для отделения.

2) Смысл существования периодов для отделения маасера в том, что доходы в предыдущих периодах для целей расчета маасера не уменьшаются на величину расходов в следующем отчетном периоде.

3) Если человек получил в качестве оплаты чек (или вексель), то он может принять его к расчету маасера в периоде, когда он должен быть оплачен, либо может принять в текущем периоде, но с дисконтом в соответствии с возможной ценой продажи данного чека/векселя.

4) Есть мнение, по которому, если отдал лишнего в маасэр в одном месяце, может уменьшить маасэр другого месяца.

5) Если отложил деньги на маасэр (при этом их заранее объявлять маасером не надо, как уже говорилось), но подвернулась выгодная покупка, теоретически, может отдать из маасера, но должен быть готов занять у других, если подвернется подходящий бедняк для отдачи маасера.

Кому раздаем маасэр.

1) Может отдавать маасэр вещами и даже услугами, причем, для вещей критерий возможности зачесть стоимость в маасэр - их необходимость для бедного, для услуг - необходимость и готовность заплатить за эту услугу (если организация пользует человека бесплатно и нет очереди, он может вычитать из маасера стоимость своих услуг).

2) Можно сдать бедному квартиру со скидкой - и это засчитать в цдаку (скидка считается от рыночной цены, по которой точно можно сдать эту квартиру.

3) Почему на заповедь цдаки не говорят браху? Потому что принимающий бедняк может отказаться.

4) Подарок «на время» не считается маасером.

5) Дающий не имеет права ставить условия получателю при выделении денежного маасера.

6) Есть мнение, что, если бедняк потерял деньги маасера, нужно отделять заново.

Ответственность за деньги маасера.

1) Если "проел" деньги маасера - должен возмещать (мнение Хатам Софера, неоднозначное). Важен момент отделения маасера - отделил, а то чтобы дошел - не самое главное. Соответственно, по мнению Ташбеца, ответственности за доставку маасера после его отделения нет.

2) Человек на деньги маасера купил товар, чтобы передать его бедняку, а тот бы перепродал его с выгодой. Однако товар пропал. Не должен заново отделять. Но если он купил товар для своих нужд на деньги маасера, и тот пропал, должен заново отделить маасэр.

3) Если человек потерял записи маасера за последний год, - берет по максимальному взносу.

4) Если смешались деньги маасера и другие, рассчитывает по последнему взносу.

5) Существует два принципиальных подхода к маасеру: первый - просто как к обычаю, и тогда в случае сомнений можно облегчать, а второй - как к сделке со Всевышним (Который обещал тем, кто отделяет маасэр, материальное благополучие), - и тогда следует устрожить и четко смотреть, чтобы был маасэр был отдан именно беднякам.

6) Если не подвернулись подходящие бедняки, можно, пока их нет, вложить деньги маасера (если он назвал их таковыми) во что-то очень выгодное. Беднякам прямая польза.

7) Чтобы инвестировать ради бедняков, должно выполняться два условия: часть денег должна быть несгораема (быть в наличности, например), и инвестор должен быть готов возместить беднякам убытки в пределах суммы маасера.

Одалживать деньги маасера.

1) Можно и даже хорошо одалживать деньги маасера (например, сделать благотворительную кассу («гмах») из денег маасера). И можно даже не денежный гмах (например, гмах инструментов), но в гмах лучше отдавать не больше половины.

2) И если есть два бедняка, один из которых готов брать только в долг, а другой - только в подарок, нет у одного преимущества перед другим.

3) Можно дать из своих средств (в долг или безвозмездно) с условием, что даешь в счет будущего маасера.

4) Если отделил от зарплаты, которой еще не было (будущий маасэр), и к моменту зарплаты бедный стал богатым, это проблема: задним числом маасэр перестает быть таковым.

5) И еще - дал бедняку в долг обычные, немаасерные, деньги (без условий), потом хочет засчитать (т. е. вычесть) из денег маасера: для этого надо согласие бедняка. Однако, если дал в долг маасерные деньги и есть реальная возможность получить их назад, то может вычесть из маасера без согласия бедняков. Но если реальной возможности стребовать нет, то вычесть из маасера не может.

6) Поставил условие: если должник не отдаст одолженные деньги, то он вычтет деньги из маасера, - так как мы предполагаем, что (презумпция невиновности) человек не отдает только потому, что не в состоянии, значит, он обеднел, и ему положен маасэр!

7) Можно покрыть банковские проценты нуждающегося из средств маасера.

8) С «хомешем» (пятая часть зработка) более легкие правила: даже если дал в долг богатому.

9) Одалживает из банка под проценты, чтобы помочь бедняку, - может вычитать проценты по банковскому кредиту из маасера (в размере упущенной выгоды по-сравнению с альтернативным использованием).

В какой очередности положен маасэр (предпочтительность).

1) Изначально маасэр должен идти беднякам.

2) Если человек сам бедный и ему не хватает на основные потребности, то он сам первый претендент на свой маасэр. Когда прожиточный минимум для человека превышается, то надо посмотреть, насколько: если после вычитания из суммы 10% остается меньше прожиточного минимума, то вовне идет только сумма, превышающая прожиточный минимум.

3) Если есть родственник и есть просто бедный - причем у родственника потребность менее основная (например, холодильник), а бедный, например, не ел пару дней (нет опасности для жизни), - то все равно нужно помочь родственнику (так как у потребность у родственника также подходящая для маасера)!

4) Родственниками считаются люди до такой степени, на которых нельзя жениться по алахе.

Порядок между родственниками - как в цдаке. При этом между родственниками - если у другого потребности сильнее, хотя он чуть более дальний - надо ему помогать.

5) Степень соблюдения особенного значения не играет.

6) Изучающие Тору имеют предпочтение, но только если они живут в том же городе, иначе есть мнение что предпочтения нет.
7) При прочих равных данных, коэн имеет предпочтение. Уровни предпочтения с т. зрения родословной: коэн, леви, исроэль (по маме и по папе), халаль, штуки (непонятно, что с родословной - например, еврей только по маме), асуфи (найденный ребенок), мамзер, гивоняне, герим, освобожденный раб.
Ремарка: «бней нида» (при зачатии мама была ритуально нечиста) - ухудшает родословную.

8) Вопрос: если есть мудрец-мамзер, он предпочтительнее коэна ам-арца, однако, если есть просто еврей "делающий добрые дела" и "грубый" коэн, - это спор, кто предпочтительнее.

9) При этом нужда важнее родословной, т.е. голодному геру помочь важнее, чем раздетому коэну (но это надо все смотреть индивидуально). Страдающий предпочтительнее менее страдающего (например, слепой наиболее предпочтителен был раньше, когда не было ни звучащих светофоров, ни собак-поводырей и т. п., но сейчас мы не смотрим непосредственно на недостаток, а смотрим насколько человек действительно страдает).

10) Мудрец выше родословной. А богобоязненность (человек не нарушающий запретительные заповеди), по некоторым мнениям, даже выше мудреца. Соответственно, соблюдающий в приоритете к не соблюдающему.

11) Сирота и вдова также имеют преимущество. Возраст для сироты - нет четкого критерия (важна социальная адаптированость).

12) Женщина считается более нуждающейся, чем мужчина (и приоритет над родословной).

13) Помощь группе людей (например, коллелю) имеет преимущество перед помощью одному человеку (и вообще цдаку лучше делить на несколько частей).

14) Даже если предпочтительное направление, все равно нужно делить и давать другим, несмотря на то, что другие менее предпочтительны ("Ор Заруа"), так как ты можешь неправильно оценить обстоятельства тех, кому ты даешь. Например, половину распределять по предпочтениям, а половину - давать вне списка.

15) И если бедняк захватил(!) сам деньги - нельзя у него истребовать.

Ситуации

1) Когда человек помогает кому-то, он не обязан сообщать последнему, что помощь идет из средств маасера.

2) В принципе, не обязан проверять, на что бедняк тратит деньги (с т. зрения заповеди цдаки, однако с т. зрения обычая маасера, если все-таки человек скорее всего потратит на ненадлежащее вещи (игровые автоматы, например,), возможно, нельзя ему подавать). Также есть вопрос насчет помощи наркоману "на дозу"; возможно, это близко к потребности еды.

3) Детей после 6 лет не обязаны кормить, поэтому, соответственно, можно формально помогать ребенку старше 6 лет на самое необходимое (еду, одежду, хедер) из средств маасера.

4) Р. Файнштейн разрешал трату маасера на святые книги, которые будут предоставляться другим для чтения. Но при этом он говорит, что на наших детей маасэр на распространяется (границы обязанности расширились).
Критерий по поводу траты: если ты не можешь эти деньги не потратить (как например, на детей небольшого возраста старше 6 лет), - не можешь давать на эти потребности из средств маасера (так как это получается для своего удовольствия) - мнение р. Хазон Иша. А р. Вознер подходит по формальным признакам - как указано в п. 3.

5) Вопрос по отделению маасера от сумм к выплате по ипотечному кредиту в случае, если выплата существенно превышает стоимость аренды квартиры.

6) Вопрос, можно ли вычитать из базы для маасера деньги на свадьбу (организация трапезы и т. п.); возможно, разрешено вычесть сумму превышения над минимальной обязанностью (миньян + трапеза), если сам не хочет делать.

7) Выше - о своей свадьбе, а если свадьба детей - можно вычитать (даже если в принципе есть свободные деньги). И даже расходы на квартиру (съем / покупку) для детей - вычитаются из маасера. Естественно, когда дети сами не могут. И даже вычитаются, если расходы превышают минимально возможный стандарт.
Однако вычитать можно только когда это добровольные расходы, а если обязательное условие для свадьбы - тогда не может вычитать (обязательства не только перед семьей невесты, но и любые высказанные отцом обязательства в отношении свадьбы).
Однако если в последнем случае - нет других источников - все-таки может брать. И еще момент. Если расходы превышают стандартные (вопрос - минимум или средние?), тогда можно вычитать из маасера только если они очень требуются, чтобы не поссориться с родственниками невесты. Но надо отметить, что те расходы, которые меньше стандартных (минимально принятых в данной общине), - нельзя вычитать из маасера, так как это обязанность.

8) И, например, можно брать из маасера, если хочешь купить квартиру более близко к религиозному району или дать квартиру в приданное, чтобы найти более "качественного" авреха.

9) Например, плату за шидух - нельзя взять из маасера, так как платить за работу - абсолютная обязанность.

10) И проблемно брать из маасера на свадебные расходы сильно заранее (когда непонятно будет или нет). Но многие разрешают откладывать из маасера, когда детям уже 16-17 лет (а р. Вознер - когда мальчикам/девочкам 12-11 лет). И это не только по отношению к родителям/детям, но и к братьям/сестрам (например, старший брат может откладывать часть на свадьбу младшего).

11) И говорится в Кицур ША, что можно вычитать из базы для маасера расходы на "нужды дома" (еду, необходимую одежду, электричество). И хотя большинство современных авторитетов не разрешают это, однако Кицур ША и Циц Элиэзер так считают, и их мнение легитимно. И уж точно разрешают вычесть на холодильник и т.п. из базы маасера. И р. Ойербах разрешал вычитать расходы на мед. страховку из базы для исчисления маасера.

12) Есть те, кто разрешает вычитать расходы на няню из маасера (если зарплата жены больше расходов на няню).
Работа это как бизнес - если что-то нужно обязательно для нее (например, костюм хороший или машина) и без этого никак - тоже можно вычитать из базы для маасера.

13) Налоги Талмуд называет «цдакой», однако ТаЗ объясняет, что это не уменьшает все-таки маасэр (так как платеж обязательный).

14) Налоги (подушные - привязанные к человеку, дому - одним словом, не привязанные напрямую к доходу) не уменьшают базу для маасера, это просто как долг гос-ву.

15) НДС — просто часть стоимости товара, не уменьшает базу для маасера.

16) Подоходный налог - основное мнение, что уменьшает базу для маасера (однако некоторые говорят, что тот, кто отделит, удостоится благословения).

17) Есть мнение (Минхат Ицхак), что если у человека доходы "впритык", - все налоги вычитает из базы маасера.

18) Если в квартире никто не живет (ни сам, ни в аренду), то расходы на нее можно вычитать из базы маасера (так как это чистый убыток). Если квартиру сдают, то переменные расходы (типа электричества) можно вычитать из доходов, а расходы постоянные (типа на охрану) - вычитаются из базы для маасера, только если квартира изначально покупалась для бизнеса (или хотя бы была мысль, что может стать бизнесом).

19) Добровольная мед. страховка - есть разные мнения по поводу возможности вычитания из маасера (но есть, на чье мнение положиться при разрешении), страховка на дом — есть, на чье мнение положиться при разрешении вычитать из базы маасера.

20) Выплаты по страховке - если просто восполнение ущерба, тогда не облагается, а если какой-то моральный вред и т.п. - то нет (считается доходом). Доплаты гос-ва до минимального уровня доходов считаются доходом и не вычитаются из маасера.

Расходы маасера.

1) 249 глава Йоре деа. По умолчанию маасэр идет на бедняков.

2) Если подвернулась ему мицва, которую он бы не выполнил, не имея денег маасера, - по многим мнениям, можно дать из маасера (и даже без дополнительных условий). Хорошо проговаривать при подсчете, что идет не на бедняков.

3) Пока человек не говорил явно, что он отделяет все на бедняков - не становится недером. И даже если дает какому-то конкретному бедняку (но это не единственный бедняк) - тогда есть мнение, что можно перестать ему давать без расторжения обета.

4) Написание свитка Торы - в прицнипе возможно и можно разрешить - так как, по мнению РоШа, можно покупкой книг исполнить эту заповедь, и, соответственно, покупка свитка Торы у софера — устрожение.

5) Можно оплачивать обучение Торе людям, которые так бы не оплатили. А также сопутствующие расходы оплачиваются (если они необходимы для изучения Торы) из маасера.

6) Договор Иссахар - Звулун - есть мнения, что можно оплачивать из маасера, так как это на самом деле не совсем бизнес.
7) Помощь аврехам, которые не бедняки - пограничный случай (чтобы они только учились, а не работали). Есть мнение, что можно дать только из «хомеша» (а не маасера), но есть и разрешающее.

8) Посетить своего учителя в праздники (3 раза в году) - это обычай, но не обязанность — соответственно, можно из маасера деньги на дорогу брать.

9) Помощь коллелю/ешиве: нормально, когда деньги маасера идут на аврехим, еду, электричество (первичные потребности, связанные с изучением Торы), но не очень хорошо, когда деньги маасера идут на "вторичные потребности", не обязательные для изучения Торы (охранник, мусорные пакеты и т.п.). Это может быть из «хомеша» или других средств маасера, дохода. Лучше оговаривать, когда даешь, на что даешь. Лучше всего - на з/п аврехам. Как минимум должен быть простор для сомнения, на что идут твои деньги.

Случай кредита на квартиру

10) С той суммы, которую стоит съем такой квартиры, маасэр не берем (т. е. вычитаем из базы для вычисления маасера стоимость съема квартиры), а с суммы превышения выплат по кредиту над суммой арендного платежа - берем.

11) Заселение земли Израиля - есть мнения запрещающие и разрешающие брать на это деньги маасера (но в любом случае расходы, которые бы и так были - типа на еду и т. п. - не вычитаем из маасера).
Поездки туристические (даже на каждый из шалош регалим) - нельзя вычитать.

12) Тфилин для сына на бар мицву - нельзя на деньги маасера - так как это обязанность отца.

13) Купить место для захоронения другому - очень хорошее использование маасера.

14) Трапезы праздничные - так как это обязанность, обычно нельзя (но если расходы на какие-то стандартные трапезы в новом месте превышают стандартный уровень расходов в старом месте - дельту можно разрешить вычесть из маасера).

15) Есть мнение, позволяющее купить кошерную еду для евреев, которые сами не купят, из средств маасера.

16) Хотя возврат долга — это, в принципе, мицва, а не обязанность (но все-таки несколько больше обязанность), нельзя брать из маасера.

17) Книги - случай покупки для себя и других (другие могут и сами купить); для себя и других (другие не могут сами купить); покупка изначально для синагоги.

В 1-м случае тяжело разрешить, но все-таки есть разрешающие мнения (но надо сделать запись и при этом только если других денег, кроме маасерных, нет).
Во 2-м случае (домашняя библиотека) - можно брать из средств маасера.
3-й вариант - можно делать из средств маасера лехатхила.

Можно также тратить деньги маасера на выпуск книг (наверное, не во всех случаях): это приумножение Торы в народе Израиля.
Как стать Бней Ноах
 
Есть особый момент: существует процедура принесения обета соблюдения Заповедей перед раввинским судом (Бейт Дин).
Это даст больше сил на их исполнение, но и повысит ответственность: ведь теперь при нарушении какой-то из Заповедей к собственно нарушению прибавится ещё и нарушение обета, преступление перед Вс-вышним!

Желающие принести обет могут обращаться в два суда:
1) суд СНГ - раввин Меир Маневич, Москва. Заочно, никаких документов и справок не выдаётся.
2) суд Брит Олам, Израиль, раввин Йона Левин. Очно, но бывают и выездные заседания в городах СНГ. Выдаётся специальный сертификат.


Никакой юридической силы такой обет и сертификат не имеет, это чисто религиозное дело.
Как стать Бней Ноах
 
Часто поступает вопрос: "Как вступить в ноахиды, стать Бней Ноах?"

Отвечаю:
"Стать" Бней Ноах невозможно - вы УЖЕ являетесь Бней Ноах (потомками Ноя)! Можно говорить только о "начале соблюдения Заповедей", но и тут ситуация проста: начинайте! С того момента, как вы узнали об этих Заповедях, вы обязаны их соблюдать.

Если вам почему-то нужна формальность - то достаточно зарегистрироваться на нашем сайте: при регистрации вы даёте согласие на исполнение Заповедей.
Вопросы для FAQ
 
Цитата
Dim Burd пишет:
Цитата
Uziela пишет:
Какова процедура перехода в Бней Ноах? Каким образом можно получить официальный статус Бен Ноах? С чего начать?
Самому понять это.
Сказать Ему об этом.
И соблюдать 7 заповедей (229 уточнений - http://noahid.ru/forum/showthread.php?t=22)
Но справку Вам не дадут.

Во-первых, зачем давать ссылку на сторонний ресурс, если всё есть тут: http://bneinoach.ru/7zap/7-229.php
Во-вторых, "перехода в Бней ноах" быть не может - все люди и так являются потомками Ноаха, так что вы по рождению Бней Ноах! И как правильно сказал Dim Burd - достаточно начать соблюдать правила жизни, заповеданные Творцом.
В-третьих, могут и справку дать, если принести "обет" перед раввинским судом - Бейт-Дин. Например, такие справки выдаёт суд Брит Олам (рав Ури Шерки).
А в-четвёртых, при регистрации на этом сайте вы явно выразили своё принятие этих Заповедей, так что - поздравляю вас, вы уже приняли Заповеди Бней Ноах в глазах Вс-вышнего!
Вопросы для FAQ
 
Цитата
Uziela пишет:
Если вопросы в коллекцию FAQ еще принимаются. то вопрос такой - что должен отвечать Бен-Ноах, если его просят указать (например, в анкете) вероисповедание?
Ответ простой - иудаизм. А вот национальность там проставить реальную, ни в коем случае не "еврей".

Ноахидство - это и есть иудаизм для неевреев.
Вопросы для FAQ
 
AFAIK (англ. As Far As I Know) — широко распространённая сетевая аббревиатура, переводится как «насколько мне известно»
Как лучше всего отвечать на такой вопрос?, Ваше мнение.
 
Не вижу, почему бы не ответить правду - нет, не масон! :)
Ноахидизм - государственная религия США
 
В США несколько десятков тысяч ноахидов. Организованы они плохо, общин ноахидских вообще нет, есть отдельные семьи и "соседские" отношения. Ни учёбы, ни развития нет (только "самосовершенствование", зачастую даже без общения с раввинами и евреями)...

Разумеется, всё это делалось Ребе. Но после его смерти в США накал спал, остались отдельные энтузиасты, раввины которые этими вопросами занимаются, но и они в основном уже перебрались в Израиль.
Пинхас Полонский: Бней Ноах: Сыновья Ноя (вопросы и ответы)
 
Цитата
dimaniac пишет:
А если я в Вологде живу и в Москву приехать никак не могу?

Понятно что Россия большая. Но и у вас в городе есть евреи и почти наверняка есть синагога, так что произнести обет перед 3-мя евреями Вы сможете!

В крайнем случае Вы можете связаться с равом Меиром Маневичем - членом Раввинского суда СНГ и Балтии, и прислать ему (в суд) письменное заявление об этом, что также будет достаточно. Личная явка для этого не требуется.

Удачи!
Вопросы для FAQ
 
В данном случае это уже и вопрос и ответ, но собираем именно вопросы, ответы - наше дело, зададим и опубликуем! Присылайте вопросы! Можно прямо в этой теме...
Вопросы для FAQ
 
Рав Ури Суперфин Давайте попробуем сделать первый шажок.

Вопрос: Я слышал, что БН запрещено есть мясо, которое было отрезано от еще живого животного. Можно ли покупать мясо в простом магазине, если полной уверенности, на каком этапе оно было разделано, у меня, само собой, нет?

Ответ: Так как при заводском процессе мясозаготовки практически нереально, что животное начнут разделывать еще до того, как оное испустит дух, можно не принимать во внимание тот промилль процента случаев, когда это иначе, и есть магазинное мясо, не опасаясь.

...Вот, вполне себе законченный "кирпичик" такого вот ЧАВО :)
Вопросы для FAQ
 
Начинается составление FAQ для Бней Ноах.
Предполагается что это будет небольшое количество вопросов и ответов на них, охватывающее самые часто встречающиеся ситуации в жизни ноахидов.
Ответы на заданные вопросы будут согласованы с раввинами.

ПРЕДЛАГАЮ ВСЕМ ПРИСЫЛАТЬ ВОПРОСЫ!
Лучшие из них будут собраны в FAQ и тем самым "увековечены" в истории ноахидского движения!
Ответы на вопросы
 
Реб Элиягу Белинский:
Любавичский Ребе о проблеме избыточного веса:

По моему мнению:

а) Врачи сильно преувеличивают оценку ущерба связного с избыточным весом.

б) Если постараться вытеснить эти мысли из головы - или по крайней мере, постараться перестать постоянно думать об этой проблеме, это:

- намного облегчит усилия по воздержание от чрезмерной еды и питья.

- укрепит ваши душевное спокойствие, что приводит к лучшему обмену
веществ, что в свою очередь поможет организму сократить лишние жиры

- и, что особенно важно, позволит Вам служить Б-гу с радостью.
Ответы на вопросы
 
Реб Элиягу Белинский:
В Тание в первой главе, сравнивается духовный источник еврейской и нееврейской животной души. Обе они происходят из клипы (дословно “кожура”, сил скрывающих божественный свет). Но утверждается, что нееврейская душа, в отличие от нееврейской происходит из 3 нечистых клипот, в которых нет добра абсолютно. Эти слова, вырванные из контеста всего смысла Тании, действительно кажутся странными. Неужели, неевреи не делают добра?
Ответ заключается в том, какой смысл “добра” вкладывает Алтер Ребе в Тание.

По Алтер Ребе, настоящим добром, является полная самоотдача Творцу (битуль) или человеку, т.е. забота целиком и полностью о его благе, без примеси любых своих интересов, выгоды... Даже ощущение внутреннего удовлетворения, или же наоборот, ощущения неудобства от отказа помочь бедному уже считается не чистым актом добра.

Такой вид добра действительно чрезвычайно труден, и если, анализировать свои поступки, мы заметим, что большинство из них имеет примесь самого себя, какого то личного “интереса”. Я не знаю, если психологии знаком такой феномен.

Только наличие в душе, какого-то высокого качества самоотдачи может дать человеку возможность сотворить "настоящее доброе дело”. Такое добро приходит из особого духовного источника - “клипат нога” (светящаяся оболочка), связанной с Древом Познания добра и зла, в которой перемешаны добро и зло.

Очевидно, что "добро" из "клипат нога", позволяют человеку вырваться из своих собственных рамок животных инстинктов и подсознательных интересов, и выйти на качественно иной уровень.

Именно из этого источника, по Кабале, проистекают души евреев, а также души “хасидый умот аолам” - праведников народов мира.

Чисто для себя, хорошо спрашивать делая добро другому, делаю ли я это для него или для себя? Тяжелый вопрос.
Ответы на вопросы
 
Реб Элиягу Белинский:
Рабби Меир говорил: “Откуда мы выучиваем, что даже нееврей изучающий Тору, подобен первосвященнику?” Написано: “И соблюдайте законы Мои и правопорядки Мои, которые будет исполнять человек (адам), и жизнь обретет ими, Я Г-сподь”. (Ваикро 18:5). Не написано здесь - коэны, левиты, исраэлиты, но написано именно “адам“ - человек. Отсюда выучиваем, что даже нееврей и он изучает Тору , подобен первосвященнику." (Талмуд Бава Кама 38А и Сангедрин 59А).

Талмуд спрашивает вопрос - ведь говорится в другом месте, что нееврей изучающий Тору, обязан смерти?
И Талмуд отвечает, что здесь говорится о нееврее изучающем 7 заповедей.
----------------
Глубоко изучая относящуюся к нему часть Торы, ноахид, соприкасается с святая святых Всевышнего - священной Торой.

Он как бы входит в "святая святых Б-га", туда, куда имел доступ только первосвященник.
Ответы на вопросы
 
Рав Эзра Ховкин:
ИНТЕРВЬЮ С РАВОМ ВАЙНЕРОМ, АВТОРОМ "ШУЛХАН АРУХ" ДЛЯ НАРОДОВ МИРА

- Рав Вайнер, во втором томе вашей книги, в разделе "Запрет разврата" (Гл 4. с. п. 7) одно из мест вызвало у ноахидов из Фейсбук смешанные чувства. Там говорится, что девушку нельзя выдать замуж против ее воли, и
Это относится даже к тем народам и культурам, где слово отца или старейшин рода является решающим….

- В чем же вопрос?

- А если брачный обряд все же состоялся?

- Если она вслух выражала свое недовольство, кричала, мотала головой, тогда по законам Ноаха этот брак недействителен. Если она молча пошла под венец, и супружеская близость состоялась, и совместное проживание длилось настолько долго, что соседи и знакомые говорили про нее "это жена такого-то", тогда она в статусе замужней. Но в этом же разделе сказано, что она в любой момент может потребовать расторгнуть брак. Там приводится также мое личное мнение: даже если муж "по восточному обычаю" не пускает ее на волю, она считается разведенной, и. если соединилась с другим, не подлежит наказанию.

- Блогеры обратили внимание, что, говоря о замужестве несовершеннолетней, у вас не написано, что нужно спросить ее согласие, и что к нее есть право разойтись с мужем.

- Это мое упущение. Сказать честно, я думал, что это само собой разумеется. Возможно, такую поправку нужно внести в следующее издание книги.

- А в каком возрасте дочь Ноаха считается совершеннолетней?

- По ряду мнений, как еврейка – в 12 лет. Но другие, и я в том числе, считают, что это зависит от душевного развития, когда человек отдает отчет в своих поступках. В обществе хай-тека это наступает быстрее, в 15-16 лет, в племенах, где главное богатство – котел для варки риса, медленнее. Но по любому 20 лет, это предел.

- Спасибо!
Страницы: 1 2 3 4 След.