Новости

Форум » Новости » 7 Заповедей » Из Facebook
Страницы: 1
RSS
Ответы на вопросы
 
На вопрос, чем обет отличается от клятвы, отвечает рав Зеев Раппопорт:

- Рассматривая тот или иной вопрос, наши мудрецы выделяют "гавра", субъект действия, и "хефца", его объект. Обет и клятва стоят друг к другу очень близко, но если в первом случае в центре внимания обычно бывает объект, (допустим, ноахид дает обет не пить "ягуар", "ред булл" и пр.,) то во втором акцент больше на "я", чем на вещах (брошу пить, завяжу с курением)…
 
Полагается ли награда нееврею за выполнение необязательной для него заповеди?
Рав Ури Суперфин:
Как-нибудь надо будет отдельно поговорить о тех заповедях, которые запрещено выполнять нееврею, однако таковых совсем немного. Что же касается остального - подавляющего большинства - заповедей, то я в свое время видел где-то в "Хазон иш"е (кажется, в "пеа") однозначное утверждение, что за выполнение таких заповедей нееврею не полагается награды. Совсем. Никакой.
И это, конечно, странно: ведь получают же женщины-еврейки награду за всякие заповеди, от которых они освобождены! Так какая же разница??
И действительно! практически через пару месяцев после этого увидел я в респонсах РаМБаМа ("Пэер а-дор", посреди шестидесятой главы, кажется) - что считал по данному вопросу наш великий мудрец. Респонса занималась совсем не этим вопросом, но посреди нее, уже не помню, в связи с чем, РаМБаМ пишет, что неевреи получают награду за необязательные для них заповеди!
...Если не ошибаюсь, во время "Хазон иш"а эти респонсы еще не были доступны. В любом случае, это прям посреди текста, посвященного другой теме, так что "Хазон иш" мог просто и не знать, что есть такой РаМБаМ.
 
שו"ת הרמב"ם סימן קמח

מותר לישראל למול הגוי +הכוונה כאן לכל מי שאינו יהודי+ אם רוצה הגוי לכרות הערלה ולהסירה, לפי שכל מצוה, שהגוי עושה, נותנין לו עליה שכר, אבל אינו כמי שהוא מצווה ועושה, ובלבד שיעשנה, כשהוא מודה בנבואת משה רבינו, המצווה זאת מפי אלהים יתעלה, ומאמין בזה, ולא שיעשנה (לסבה) אחרת +ולא יעשנה בגלל מישהו אחר (הכוונה למוחמד, נביא האיסלם, ק')+ או על פי דעה שראה לעצמו

Рамбам в респонсе, гл. 148

Еврею разрешено сделать обрезание нееврею.ю если тот желает этого, ибо каждая заповедь, которую тот исполняет, - вознаграждается свыше, только что не в той же мере, как тому, кто обязан ее выполнять. Но есть важное условие: он дожен исполнить эту заповедь, признавая, что оная - результат пророчества Моисея от самого Творца, а не кого-то другого (намек на Мухаммада), и не по какой другой причине
(рав Ури Суперфин)
 
Рав Ури Суперфин:
Общий подход к вопросам, явно выходящим за рамки шести запретов для БН, следующий: по РаМБаМу (Млахим 9:14), заповедь судить касается лишь остальных шести заповедей, а, значит, всё, что не является убийством, может судиться по законам, сгенерированным самими БН. Другое дело по РаМБаНу (Брешит 34:13), по мнению которого вообще все правонарушения БН должны судить, как и евреи, выходит, что и здесь покалечивший будет обязан платить за излечение, простой, моральный ущерб... Всё, как в Торе по-отношению еврея к еврею.
Однако мне кажется, что РаМБаМ тут явно более "дружит" с первоисточниками. Вот, к примеру, кусок из "Тосефты" (не вошедшие в Талмуд отрывки): "Нееврейский бык, поранивший быка другого нееврея, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ОБА СОГЛАСИЛИСЬ СУДИТЬСЯ ПО ЕВРЕЙСКИМ ЗАКОНАМ, оплата будет полной (у евреев за первые разы иногда платят половину)"! Выходит, что "по умолчанию" у неевреев есть свои законы для такого случая! :)
 
Заповедь "не убей" входит в 7 Заповедей БН! Но ведь не обязательно убивать, можно и покалечить! Вопрос: что говорят Заповеди для БН о причинении тяжких или не очень телесных повреждений кому либо?
Рав Ури Суперфин:
Общий подход к таким вопросам следующий: по РаМБаМу (Млахим 9:14), заповедь судить касается лишь остальных шести заповедей, а, значит, всё, что не является убийством, может судиться по законам, сгенерированным самими БН. Другое дело по РаМБаНу (Брешит 34:13), по мнению которого вообще все правонарушения БН должны судить, как и евреи, выходит, что и здесь покалечивший будет обязан платить за излечение, простой, моральный ущерб... Всё, как в Торе по-отношению еврея к еврею.
 
Рав Эзра Ховкин:
Кашрут и Сыновья Ноаха.

Друзья. я помещаю перевод Марианны Усатинской ответов раввинов. работающих на
сайте ноахидов "Аск Ноах". Все участники. и равы, и ноахиды,
появляются под псевдонимами.

1. Джеста : Привет всем! Меня интересует вопрос: едят ли ноахиты кашерную еду. Лично я, в некотором роде, соблюдаю кашрут, из соображений диеты, то есть я не смешиваю молочное с мясным. Существуют ли какие-то законы для ноахитов, касающиеся еды, подобно еврейским законам?
rabbiyitz : У Ноахитов нет ограничений в пище, кроме запрета есть от живого. Если человек, соблюдающий 7 заповедей Ноаха, хочет придерживаться некоторых аспектов кашрута из практических соображений, не беря на себя обязательство и впредь так поступать, он может это делать.

2. Йоахим бен Ноах : Приносит ли ноахиту пользу запрещенная евреям еда?
Директор Михаэль: Евреи, соблюдающие все детали кашрута (как указания из Торы, так и постановления мудрецов) ограничивают себя в еде намного больше, чем многие люди могут себе представить. Потому абсолютно непрактично (а кроме того запрещено по Закону Сыновей Ноаха), чтобы не еврей пытался придерживаться ВСЕХ правил кашерного питания. Всевышний разрешил народам мира употреблять в пищу любую растительность и всех животных, при условии, что человек будет заботиться о своем здоровье и использовать природные ресурсы надлежащим образом. Тогда люди могут рассчитывать на благословение Творца.

3. Йоахим бен Ноах : Может ли улучшиться, «подняться» некошерная еда, например, свинина, которую съест не еврей?
Директор Михаэль : Свинина сама по себе не поднимается духовно. Разве что, съев ее, человек использует полученные силы и энергию на исполнение заповедей, которые дал ему Всевышний. Служа Творцу, человек совершает добрые поступки и усовершенствует общество, в котором он живет. Следует это делать так, как описано в Псалмах Давида: «Мой Б-г всегда передо мной». Таким образом, Всевышний обеспечивает людей едой, питьём, и всем необходимым для жизни в нашем физическом мире, и дает им тем самым возможность, мудро используя все это, духовно развиваться и заслуживать награду.

4. Ватсон : Я недавно зашел на ваш сайт. Спасибо вам за ваши советы про кашерную пищу. Можете ли вы дать больше информации на эту тему?
Директор Михаэль : Если вы еврей, вам следует почитать законы кашерной пищи на других еврейских сайтах. Кодекс для сыновей Ноаха, обязательный для всех людей, запрещает сознательно есть куски мяса, отрезанные от живого млекопитающего или птицы, потому что это причиняет ненужную боль и страдания живым существам.

5. Даниэль : Может ли не еврей взять на себя обязательство исполнять какие-то детали кашрута ради дополнительного вознаграждения? Например, не есть животных, у которых нет всех признаков кашерности и птиц, которые не принадлежат к кашерным видам или их вид неизвестен. При условии, что это будет делаться не в целях сохранения здоровья или из-за личных вкусовых пристрастий, а исключительно ради заповеди. Если нет причины сомневаться в том, что мясо, которое я покупаю, не было отрезано от живого, или есть очень маленькая вероятность этого, стоит ли все равно покупать кашерное мясо (то есть я тогда автоматически буду есть мясо только кашерных животных)?

Директор Михаэль : Если не еврей хочет быть полностью уверенным, что мясо, купленное им, не было отрезано от живого, он может употреблять продукцию из кашерных магазинов.
Данная тема касается одной из семи заповедей Ноаха, потому устрожения и скрупулезное соблюдение законов очень поощряется. Однако сама заповедь не требует проверять мясо, которое ест не еврей настолько тщательно, разве что достоверно известно, или хотя бы есть большая вероятность того, что мясо, купленное в некашерном магазине, отрезано от живого.
При этом нет проблем употреблять в пищу другие живые существа: рыбу, ракообразных, насекомых, которые часто находятся в свежих продуктах, и т. д.

Само собой разумеется, что всем людям следует стараться не причинять лишнюю боль и страдания живым существам. Для «украшения» этой заповеди можно проверить, с каких скотобоен поставляется вам мясо, придерживаются ли там рекомендаций по правильному забою скота и хорошему уходу за животными.
Однако если не еврей выбирает еду, опираясь на законы Торы, которые обязаны соблюдать лишь евреи (например, ест мясо только жвачных животных с раздвоенными копытами и рыбу с чешуей и плавниками), ему не полагается за это дополнительная награда. Поступая так, человек как бы создает лишнюю заповедь, а следовательно и новую религию, что запрещено. Если же не еврей отказывается от определенных видов пищи, потому что ему не нравится их вкус, или такая еда неполезна (в кашерных магазинах обычно меньшая вероятность купить мясо больного животного или испорченный товар), то это разрешено. Другими словами, нет запрета употреблять кашерные продукты из каких-либо практических соображений, или из-за того, что затруднительно приобрести в этот момент другие.
 
Рав Эзра Ховкин:
ИНТЕРВЬЮ С РАВОМ ВАЙНЕРОМ, АВТОРОМ "ШУЛХАН АРУХ" ДЛЯ НАРОДОВ МИРА

- Рав Вайнер, во втором томе вашей книги, в разделе "Запрет разврата" (Гл 4. с. п. 7) одно из мест вызвало у ноахидов из Фейсбук смешанные чувства. Там говорится, что девушку нельзя выдать замуж против ее воли, и
Это относится даже к тем народам и культурам, где слово отца или старейшин рода является решающим….

- В чем же вопрос?

- А если брачный обряд все же состоялся?

- Если она вслух выражала свое недовольство, кричала, мотала головой, тогда по законам Ноаха этот брак недействителен. Если она молча пошла под венец, и супружеская близость состоялась, и совместное проживание длилось настолько долго, что соседи и знакомые говорили про нее "это жена такого-то", тогда она в статусе замужней. Но в этом же разделе сказано, что она в любой момент может потребовать расторгнуть брак. Там приводится также мое личное мнение: даже если муж "по восточному обычаю" не пускает ее на волю, она считается разведенной, и. если соединилась с другим, не подлежит наказанию.

- Блогеры обратили внимание, что, говоря о замужестве несовершеннолетней, у вас не написано, что нужно спросить ее согласие, и что к нее есть право разойтись с мужем.

- Это мое упущение. Сказать честно, я думал, что это само собой разумеется. Возможно, такую поправку нужно внести в следующее издание книги.

- А в каком возрасте дочь Ноаха считается совершеннолетней?

- По ряду мнений, как еврейка – в 12 лет. Но другие, и я в том числе, считают, что это зависит от душевного развития, когда человек отдает отчет в своих поступках. В обществе хай-тека это наступает быстрее, в 15-16 лет, в племенах, где главное богатство – котел для варки риса, медленнее. Но по любому 20 лет, это предел.

- Спасибо!
 
Реб Элиягу Белинский:
Рабби Меир говорил: “Откуда мы выучиваем, что даже нееврей изучающий Тору, подобен первосвященнику?” Написано: “И соблюдайте законы Мои и правопорядки Мои, которые будет исполнять человек (адам), и жизнь обретет ими, Я Г-сподь”. (Ваикро 18:5). Не написано здесь - коэны, левиты, исраэлиты, но написано именно “адам“ - человек. Отсюда выучиваем, что даже нееврей и он изучает Тору , подобен первосвященнику." (Талмуд Бава Кама 38А и Сангедрин 59А).

Талмуд спрашивает вопрос - ведь говорится в другом месте, что нееврей изучающий Тору, обязан смерти?
И Талмуд отвечает, что здесь говорится о нееврее изучающем 7 заповедей.
----------------
Глубоко изучая относящуюся к нему часть Торы, ноахид, соприкасается с святая святых Всевышнего - священной Торой.

Он как бы входит в "святая святых Б-га", туда, куда имел доступ только первосвященник.
 
Реб Элиягу Белинский:
В Тание в первой главе, сравнивается духовный источник еврейской и нееврейской животной души. Обе они происходят из клипы (дословно “кожура”, сил скрывающих божественный свет). Но утверждается, что нееврейская душа, в отличие от нееврейской происходит из 3 нечистых клипот, в которых нет добра абсолютно. Эти слова, вырванные из контеста всего смысла Тании, действительно кажутся странными. Неужели, неевреи не делают добра?
Ответ заключается в том, какой смысл “добра” вкладывает Алтер Ребе в Тание.

По Алтер Ребе, настоящим добром, является полная самоотдача Творцу (битуль) или человеку, т.е. забота целиком и полностью о его благе, без примеси любых своих интересов, выгоды... Даже ощущение внутреннего удовлетворения, или же наоборот, ощущения неудобства от отказа помочь бедному уже считается не чистым актом добра.

Такой вид добра действительно чрезвычайно труден, и если, анализировать свои поступки, мы заметим, что большинство из них имеет примесь самого себя, какого то личного “интереса”. Я не знаю, если психологии знаком такой феномен.

Только наличие в душе, какого-то высокого качества самоотдачи может дать человеку возможность сотворить "настоящее доброе дело”. Такое добро приходит из особого духовного источника - “клипат нога” (светящаяся оболочка), связанной с Древом Познания добра и зла, в которой перемешаны добро и зло.

Очевидно, что "добро" из "клипат нога", позволяют человеку вырваться из своих собственных рамок животных инстинктов и подсознательных интересов, и выйти на качественно иной уровень.

Именно из этого источника, по Кабале, проистекают души евреев, а также души “хасидый умот аолам” - праведников народов мира.

Чисто для себя, хорошо спрашивать делая добро другому, делаю ли я это для него или для себя? Тяжелый вопрос.
 
Реб Элиягу Белинский:
Любавичский Ребе о проблеме избыточного веса:

По моему мнению:

а) Врачи сильно преувеличивают оценку ущерба связного с избыточным весом.

б) Если постараться вытеснить эти мысли из головы - или по крайней мере, постараться перестать постоянно думать об этой проблеме, это:

- намного облегчит усилия по воздержание от чрезмерной еды и питья.

- укрепит ваши душевное спокойствие, что приводит к лучшему обмену
веществ, что в свою очередь поможет организму сократить лишние жиры

- и, что особенно важно, позволит Вам служить Б-гу с радостью.
Страницы: 1
Читают тему